
Что касается новейшей истории, то миграционные процессы второй волны были достаточно динамичными. К началу восьмидесятых годов армянская община заметно расширила свои географические границы, создав своеобразные землячества в Гамбурге, Берлине, Кельне, Франкфурте, Штутгарте, Мюнхене, Бремене, Нюрнберге. За это время сюда переселились более 20 тысяч армян из неспокойных тогда Ирана, Ирака, Ливана. Последний массовый наплыв можно назвать классическим, поскольку был связан с распадом СССР. В тот период в Германию устремились около 15 тысяч наших соотечественников из Армении, Азербайджана и даже Турции, в которой опять начинались националистические преследования.
По оценкам международного экспертного сообщества, сегодня в Германии проживают более 65 тысяч наших соотечественников, хотя немецкая статистика говорит о присутствии не более сорока тысяч, из которых только две трети имеют немецкое гражданство. Причем половина из них по праву рождения. Столь противоречивые сведения объясняются тем, что у значительной части переселенцев остались паспорта третьих стран: Ирана, Ирака, Азербайджана, Узбекистана, Ливана, Турции и т.д. Согласно немецкому законодательству национальность приравнивается к гражданству, и соответственно многие из переселенцев проходят как иранцы, азербайджанцы, узбеки, ливанцы и даже турки. В последнем случае речь может идти о криптоармянах и о стотысячной хемшилской общине армян-мусульман, прибывших с Черноморского побережья Турции. Впрочем, они придерживаются замкнутого образа жизни, пытаясь дистанцироваться как от турок, так и от армян.

Как отмечают в Центральном Совете армян Германии, по численности немецкая община занимает в европейской диаспоральной иерархии второе место после Франции. При этом состав общины неоднороден, поскольку представляет собой сообщество мигрантов из разных концов Евразийского континента. Своеобразные культурные традиции и ментальные особенности на первый взгляд, казалось бы, не должны были способствовать сплочению тамошних армян. Однако за несколько десятилетий переселенцы не только объединились, но и сумели настолько интегрироваться в немецкое общество, что превратились в достаточно мощную общественно-политическую силу. Примером может стать принятие в 2016 году большинством голосов немецкого Бундестага резолюции «101 год памяти геноцида армян и других христианских меньшинств», где «массовое истребление армян в Османской империи» названо геноцидом. Действующий на тот момент президент Германии Йоахим Гаук также признал частичную ответственность своей страны в этом вопросе.
«За официальное признание геноцида армян немецкий парламент голосует в едином порыве. В зале зачитывают официальные результаты: всего один голос против. На балконе появляются армянские флаги и плакаты со словом «данке» – за то, что не побоялись назвать вещи своими именами», – транслировал то памятное заседание немецкий «ТВ Центр». Как и следовало ожидать, после этого Турция не только отозвала своего посла, но и резко отреагировала на документ, отметив, что данное решение лишено для нее юридической силы и стало индикатором «экзамена на дружбу».

Вопреки устоявшемуся мнению о том, что армяне по большей части организовывают свой бизнес в коммерции или строительстве, наши немецкие соотечественники предпочитают более академическую среду. Здесь есть политики, ученые, артисты, спортсмены международного класса. Например, Артур Абрахам, выступающий под немецким флагом, или Сюзи Кентикян – чемпионка мира по боксу в наилегчайшем весе среди женщин-профессионалов. Впрочем, у прославленной спортсменки есть и другой отличительный «бренд», по которому многочисленные фанаты узнавали ее в любой точке планеты. Королева бокса обычно выходила на ринг под песню Killer Queen рок-группы Queen. Но несмотря на столь грозное прозвище, в жизни она очень позитивный и коммуникабельный человек. Ей нравится заниматься шопингом или смотреть фильмы в домашнем кинотеатре. Спортивные достижения сделали Сюзи одной из популярнейших спортсменок Германии. И хотя, по слухам, в 2016 году она завершила боксерскую карьеру, ее до сих пор узнают на улицах, в супермаркетах, ресторанах не только родного ей Гамбурга, но и по всей Германии. Даже строгие немецкие полицейские не штрафуют за дорожные нарушения. «Люблю скорость. Это дает ощущение свободы, – признается собеседница. – А еще люблю нашу армянскую кухню, особенно хашламу, которую очень вкусно готовит моя тетя из Эчмиадзина. Но в повседневной жизни совершенно не люблю светиться. Однажды перед вылетом в Ереван я попыталась спрятаться за огромными темными очками. Но уже у трапа ко мне стали подходить пассажиры за автографом. В самолете я долго беседовала с ними. Многое открыла для себя впервые. Ведь на момент отъезда нашей семьи из Армении мне было всего пять лет. И хотя я не чувствую себя в Германии чужой, все же твердо решила, что когда-нибудь обязательно вернусь на свою историческую родину».

Община продолжает жить интересами исторической родины. Как говорит член комитета по культуре при армянской общине Шушан Сукиасян, еще до всех «до», в планах были экскурсионные поездки в Армению. Ведь примерно пятьдесят процентов немецких армян никогда не были на родине. Теперь с этим придется повременить. «Но мы не теряем времени зря и продолжаем популяризировать национальную культуру внутри сообщества. Это концерты, воскресные школы, пресса, летние лагеря для детишек. Сотрудничаем с местными общественными армянскими организациями, которые координируют различные направления», – рассказывает она. По словам докторанта исторического факультета Рурского университета Азата Ордуханяна, подобных объединений и инициативных групп насчитывается около 40. Среди них Союз молодых ученых, Гильдия врачей, Альянс предпринимателей, основанный в 1914 году и возрожденный спустя 58 лет. Есть даже Общество гурманов армянской кухни и армянского коньяка, штаб-квартирой которых считается ресторан «Ани» в Дюссельдорфе. А еще есть Содружество поклонников армянского радио. Но это скорее ностальгическая шутка тех, кто приехал в Германию из советских республик в начале девяностых, считают в общине. Хотя… Ученые, возможно британские, обнаружили в средневековой немецкой поэме XI века «Песнь Ана» указание, что отважное племя баварцев пришло из Армении. «Ну вот, с армянскими корнями Баварии вроде бы разобрались», – шутит «Армянское радио» Германии. Как бы там ни было, но документально подтвержденных исторических свидетельств армянского следа в этой стране нет. А отрывочные сведения предполагают, что в первом тысячелетии нашей эры здесь, возможно, и появлялись христианские миссионеры, но это всего лишь версия. Вместе с тем известно, что в XVIII веке представители знатного баварского рода Аретин (Арутюн) на своем родовом знамени изобразили Ноев ковчег на фоне горы Арарат, которую окаймлял девиз «Во имя Бога, во имя Армении». Однако этот вопрос лучше оставить историкам для более досконального изучения, поскольку на гербе немецких баронов армянского происхождения изображен только Ноев ковчег.
Сергей Тигранян