В Москве 26 декабря состоялся неформальный саммит Содружества Независимых Государств (СНГ) – самой представительной региональной организации на постсоветском пространстве. Как пишет «Коммерсантъ», этот регион считается приоритетным с точки зрения российской внешней политики, однако он же является для Москвы и самым проблемным. О том, чего удалось добиться в отношениях с соседними государствами, а чего нет, статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин рассказал корреспонденту «Ъ» Елене Черненко.
Представляем некоторые ключевые моменты из данного интервью, связанные с Арменией, регионом Южного Кавказа и неурегулированными конфликтами.
– Армения в ноябре подписала с Евросоюзом Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве. Как Россия к этому относится?– К нашим соседям и союзникам мы относимся всегда как к людям, у которых есть свои взгляды на жизнь и внешнюю политику. Наши соседи являются суверенными государствами, это касается и союзников по ОДКБ, ЕАЭС. Понятно, что в современную эпоху они развивают разновекторные контакты, это вполне естественно в XXI веке. Мы никогда не ставили своих соседей и союзников перед выбором, с кем вы: «с нами или с ними». Но мы вправе рассчитывать на приоритет отношений союзнических. Кроме того, договоренности, которые подписываются в других форматах, включая «Восточное партнерство» ЕС, не должны нарушать обязательств, о которых мы уже договорились.
– В мае текущего года мы с вами подробно беседовали о перспективах работы над Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря. Тогда вы сказали, что документ находится «на расстоянии вытянутой руки». Удалось дотянуться?– Думаю, подвижки в этой работе – один из самых значимых итогов года. Проект конвенции в целом согласован министрами иностранных дел каспийской «пятерки» на совещании, состоявшемся совсем недавно в Москве. Кропотливая работа экспертов длилась более 20 лет. За эти годы сформировалась настоящая многонациональная команда из дипломатов и специалистов других ведомств пяти стран, которая путем доверительного диалога и поиска компромиссов в итоге сумела создать сбалансированный проект, учитывающий интересы каждой из сторон.
– То есть можно с уверенностью сказать, что в 2018 году конвенция будет подписана?– Я человек «битый», поэтому не буду категорически говорить «да». (Смеется.) Вырисовывается Пятый каспийский саммит в Казахстане. Прогнозирую, что повестка дня этой встречи президентов будет весьма насыщенной. Но по мере приближения встречи на высшем уровне могут появиться какие-то нюансы, которые будут нуждаться в дополнительном согласовании. Поэтому не стал бы исключать подготовительной встречи министров иностранных дел или рабочих групп для того, чтобы эти нюансы уточнить.
В целом взаимоотношения прикаспийских стран развиваются сейчас в позитивном русле. Если 90-е годы прошли под знаком дезинтеграции и попыток одностороннего «дележа» моря, то сейчас мы находимся на совершенно ином этапе. Пришло осознание, что Каспий – это не только нефть и газ. Жизнь заставляет нас взять на себя коллективную ответственность за все происходящее в этом уникальном водоеме.
Первое, что приходит на ум, – это осетр. Общим местом стало сетование на бедственное положение с его запасами. Ситуация действительно далека от идеала. Но общими усилиями нам, кажется, удалось переломить негативную тенденцию. С 2013 года нашими странами добровольно соблюдается мораторий на коммерческий вылов этой рыбы, то есть она добывается только и исключительно в научных целях. Недавно прошла первая сессия межправительственной Комиссии по каспийским биоресурсам в Баку, и там вновь была подтверждена решимость «пятерки» воздерживаться от добычи осетровых. Кроме того, почти готов документ о совместной борьбе с браконьерством на Каспии.
Другой важный аспект – потенциально возможные аварии или бедствия. Мы уделяем этому самое пристальное внимание, в том числе совершенствуя и конкретизируя механизм защиты экологии Каспийского моря. «На выходе» важнейшее соглашение – по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которое должно быть подписано в увязке с конвенцией.
– Если вернуться непосредственно к конвенции, можно ли сказать, что все спорные моменты решены?– Пути их решения согласованы. Тут важно отметить, что конвенция всех возникающих вопросов не решит, но она создаст необходимые рамки для договоренностей между соответствующими каспийскими государствами.
– А согласован собственно принцип разделения Каспия?– Да, но я бы сейчас предпочел не вдаваться в детали.
– Молдавские власти недавно представили план урегулирования приднестровского конфликта, так называемое видение, подразумевающее объединение страны через предоставление Приднестровью особого правового статуса в ее составе. Готова ли Россия вести переговоры на основе этого документа?– Есть две стороны, они главные – это Кишинев и Тирасполь, именно они должны договариваться о совместном видении. Москва ни в какие серьезные переговоры по приднестровскому урегулированию без участия Тирасполя вступать не намерена. Поэтому мы и говорим представителям Кишинева: вы обсудите это «видение» со своими тираспольскими коллегами, сядьте за стол, хотите, пригласите нас, мы не возражаем, но чтобы главными обсуждающими сторонами были Тирасполь и Кишинев. Мы верим в то, что это все возможно.