Собеседник Первого Информационного – бывши министр иностранных дел Арцаха, политолог Арман Меликян.
– Господин Меликян, в контексте встречи Путин-Эрдоган, как Вы считаете, насколько Россия и Турция углубили двусторонние отношения? Может ли этот альянс в стратегическом смысле повлиять на регион, в том числе и на Армению?– Все то, что русские и турки вместе или по-отдельности предпримут на Ближнем Востоке и на Южном Кавказе, так или иначе, отразится и на Армении, будут затронуты жизненно важные интересы нашей страны и нашего народа. Сегодня Москва и Анкара вовлечены в геополитические процессы, кардинально меняющие черты вышеназванного региона, и пытаются здесь продвигать собственные интересы – иногда также сотрудничая друг с другом. Тем не менее, говорить о стратегическом российско-турецком альянсе неуместно – с точки зрения долгосрочной перспективы они останутся врагами. В контексте сирийского кризиса рассматриваемое российско-турецкое сотрудничество осуществляется за счет территории Сирии и сирийских курдов. Для Анкары важен нейтралитет Москвы в вопросе ликвидации опорных пунктов сирийских курдов, а для Москвы важным было то, чтобы именно посредством турецких ВС уничтожаются курдские сепаратистские силы, пользующиеся поддержкой США – даже ценой сдачи контроля над соответствующими сирийскими территориями турецкой стороне. Примечательно то, что также и для США это весьма удобный путь для того, чтобы достойным образом избавиться от головной боли, связанной с сирийскими курдами – Вашингтон в действительности впредь не имеет планов в связи с Сирийским Курдистаном, и, с одной стороны, руками турок избавляется от лишней политической ответственности в отношении местных курдов, а с другой стороны, дает возможность для наличия территориальных достижений в Сирии своему важнейшему союзнику – члену НАТО Турции. Россия всеми способами будет стремится подольститься к Анкаре – сделав важные для последней уступки в Сирии и в двусторонних экономических отношениях – в расчете на то, чтобы последняя свободнее продвигала собственные интересы в Сирии – даже ценой противопоставления США, что теоретически может привести к ухудшению турецко-американских отношений или даже их разрыву. Я считаю, что русским едва ли удастся добиться желаемого для них результата, хотя пока они готовы ради этой цели сделать колоссальные расходы в Турции. Предметным проявлением подобного подхода является то, что Москва планирует инвестировать около 20 млрд в строительство первой атомной станции в этой стране.
– История показала, что от улучшения российско-турецких отношений Армения только страдала. Как Вы считаете, может ли улучшение этих отношений повлиять на урегулирование Карабахского конфликта?– История показывает, что Армения всегда страдала от несостоятельности политической мысли своих собственных элит и от недостатка морально-волевых черт, необходимых для управления страной. Можно даже в контексте сближения российско-турецких отношений инициировать весьма выгодные для нас шаги, но для этого нынешние власти вынужденно должны будут существенным образом пересмотреть собственное поведение и образ действий.
– На днях президенты России, Турции и Ирана – Владимир Путин, Реджеп Эрдоган и Хасан Роухани провели трехсторонний саммит по вопросу Сирии. С какими опасностями может столкнуться Армения, оставаясь вне этого треугольника?– Армения, будучи стратегическим союзником России, так или иначе, вовлечена в этот процесс, и в любом случае приложит необходимые усилия для того, чтобы поспособствовать желаемому Москвой решению проблемы.
– Для Ирана реализовывается программа транспортного коридора Север-Юг, также построена железная дорога Решт-Астара. А теперь точно таким образом инициирован проект энергетического коридора Север-Юг – связав энергетические сети Ирана, Азербайджана и России. Есть точка зрения, что проходящий через территорию Армении энергетический коридор разделит судьбу проекта «Север-Юг». Что Вы можете сказать о вероятных опасностях?– Мы всегда должны здраво оценивать реальную региональную роль Армении в контексте интересов России и Ирана. Для последних Армения – тот военно-политический фактор, наличие которого дает Москве и Тегерану возможность усилить собственное влияние в Азербайджане, а тем более сделать политическую элиту этой страны контролируемой. По большому счету, Армения для азербайджанской стороны представляется в качестве военной угрозы, для сдерживания или нейтрализации которой Азербайджан вынужденно должен будет обратиться к Москве, а также надеяться как минимум на нейтралитет Тегерана, и для этого обязан платить требуемую последними «скромную» цену. Другой вопрос, что каковы должны быть действия Армении в этом контексте.