Заявление главы СНБ Артура Ванецяна о коррупционных разоблачениях, которые будут сделаны уже в этом месяце – достаточно ответственное заявление во многих смыслах. Следовательно, нужно предполагать, что это заявление было сделано с учетом его политико-правого влияния на общественное восприятие, следовательно, в случае, если не будут представлены действительно «достойные» примеры борьбы с коррупцией, негативное влияние этого скажется и на политическом рейтинге властей.
С другой стороны, конечно, обстоятельство влияния имеет также ни непосредственное, ни внешне измерение – по части разоблачений и благодаря этому возвращения государству и обществу украденных у государства денег. Измеримость заявления имеет и междустрочия, и это будет в политических процессах, в частности, в вопросе политико-правового казуса в отношениях правительство-парламент, о чем в настоящее время много говорят.
В эти дни это один из наиболее часто обсуждаемых вопросов, что дает многим основания говорить о том, что есть большая опасность неуправляемости, саботажа и контрреволюции. Практически заявление директора СНБ в косвенном смысле является также и реакцией на эти разговоры, попросту весьма конкретным, «узкоспециальным» или «узкосистемным» сигналом для тех субъектов, которые могут быть бенефициарами саботажа, неуправляемости, хаоса.
Дело в том, что эти субъекты получают весьма конкретный сигнал о том, что находящаяся в ведении премьер-министра СНБ весьма четко и конкретно владеет материалами, которые могут создать серьезные проблемы с уголовной ответственностью для разных групп и лиц, если они не пойдут по сути сотрудничества, договоренностей с новым правительством и фактически – с обществом.
Иными словами, заявление главы СНБ в нынешней ситуации – некий пример служение общественным интересам института сверхпремьерства, о чем у нас неоднократно был повод говорить, отмечая, что в действительности отсутствие де-эре большинства только лишь внешне является серьезнейшей проблемой для правительства Никола Пашиняна. На практике же он пользуется содействием общественного большинства – в политическом смысле, и в предметном политико-правовом смысле обладает начерченным для суперпремьерства Сержа Саргсяна инструментарием, который в настоящее время играет важную уравновешивающую роль в условиях отсутствия опоры большинства в парламенте.
Причем, почти параллельно заявлению главы СНБ и Полиция распространила не менее примечательное заявление о том, что в отделения полиции были подвергнуты приводу несколько десятков криминальных авторитетов, и с ними были проведены разъяснительные работы – с тем, чтобы те воздерживались от криминальной деятельности.
Криминальный компонент на протяжении лет, почти десятилетий был одним из важнейших столпов правящей системы в Армении – параллельно коррупционным схемам. Система практически опиралась на эти два столпа, которым в действительности и служила машина государственного управления.
С этой точки зрения за последние дни Полиция и СНБ фактически подали два важных сигнала. А это – те две сферы, которые были введены под непосредственный контроль Сержа Саргсяна, и излишне говорить, что вовсе не случайно. И, следовательно, эти инструменты в настоящее время на данном этапе бархатной революции являются ключевым инструментарием для того, чтобы в условиях отсутствия большинства в парламенте поддерживать ситуацию в поле управляемости, политической рациональности и политической конструктивности.
Арам Аматуни