Масштабные планы турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, связанные с внутренней и внешней политикой, пополнились еще одним. Речь идет о строительстве нового канала наподобие Босфорского. Он, по мнению турок, созвучный всепоглощающей османской мечте, будет называться «вторым Босфором» или «Стамбульским каналом».
Министр транспорта Турции Ахмед Арслан заявил в эфире телевидения, что канал будет начинаться от озера Кючукчекмез в европейской части Стамбула и соединять Мраморное и Черное моря. Протяженность канала составит 45 километров, глубина – 25 метров, а ширина – от 250 до 1000 метров.
Помимо тщеславия, турок понуждает к этому необходимость осуществления данного проекта, чтобы разгрузить Босфорский канал. Ведь по естественному водному пути ежегодно проходят до 50 тысяч судов разных размеров. Если принять во внимание постоянные очереди и скопления судов, к которым прибавляются водные течения и сильные ветра, то нетрудно будет представить, какие проблемы возникают у городов и их многочисленного населения, находящихся на точке пересечения двух континентов. В 1994 году центр Стамбула чудом избежал столкновения нефтяных танкеров, а в 1999 году российский танкер буквально распался на две части в Мраморном море, на десятки лет отравив окружающую среду.
Помимо нового водного пути, канал станет стимулом развития процесса урбанизации европейской части Стамбула. По всей протяженности канала планируется построить логистические центры. Продолжается строительство третьего трамвайного моста через Босфор, а также третьего крупнейшего аэропорта Стамбула, которое вскоре будет завершено. Турция ожидает крупных дивидендов, в том числе и в виде иностранных инвестиций. Так, Катар уже заявил о своем интересе к данному проекту.
«Стамбульский канал» считается самым дорогостоящим предприятием страны за всю историю; он оценивается в миллиарды евро.
Строительство канала начнется в этом году, а завершится в 2023-м, когда исполнится сто лет основанной Мустафой Кемалем Ататюрком республике. Эрдоган называет его «сумасшедшим проектом, достойным амбиций османских султанов». В этой связи он заявил, что Стамбул станет столицей XXI века.
Между тем экологи не разделяют радости турецкого лидера. Они опасаются экологической катастрофы. В этой связи Министерство экологии собирается провести новые исследования.
А в политическом плане открытым остается вопрос об использовании канала наводными военными кораблями. В настоящее время их прохождение через Босфор и Дарданеллы регулируется конвенцией, подписанной в 1936 году в Монтре. Будет ли принято соответствующее решение о прохождении через будущий канал военных судов, сказать трудно. Но можно не сомневаться, что Анкара не упустит случая манипулировать данным вопросом в своей внешней политике, в особенности во взаимоотношениях с Россией и США.
Арман Навасардян