Топ Новое

ТЯЖЕЛЕЙШИЙ ГОД ДЛЯ АРМЕНИИ

30-07-2021, 15:37 Просмотров: Аналитика
ТЯЖЕЛЕЙШИЙ ГОД ДЛЯ АРМЕНИИ


30 июля 2021, 15:37 - NovostiNK
2020 год радикальным образом изменил ситуацию в зоне карабахского конфликта и на всем Южном Кавказе. Президент А. Саркисян назвал его «тяжелейшим в современной истории Армении» (169). При этом предыдущий 2019 год был для нее весьма успешным (170), и будущие перспективы республики оценивались очень оптимистично. 31 декабря 2019 г. в новогоднем обращении к гражданам Армении премьер-министр Н. Пашинян подчеркнул, что в прошедшем году республике удалось значительно улучшить социально-экономическую ситуацию и теперь «даже скептикам придется поверить в свои силы и свое будущее, и мы должны дать каждому гражданину силу, уверенность в том, что он может, он способен, он в силах добиться успеха в образовании, карьере, предпринимательстве, он может обогащаться и обогащать нашу страну» (171). Премьер особо подчеркнул, что в 2019 г. Армения приобрела сверхсовременные многофункциональные самолеты Су-30СМ, а также системы противовоздушной и противоракетной обороны "ТОР-М2КМ" и тем самым была «практически закрыта постыдная страница так называемого "оружия 80-х годов"» (172). Согласно данным социологических опросов, правительство по главе с Н. Пашиняном сохраняло высокий уровень поддержки и большинство граждан республики разделяло оптимизм главы армянского правительства. Но уже в начале 2020 г. на территории соседнего Ирана началась эпидемия COVID-19 и стало очевидным, что високосный 2020 г. принесет Армении новые проблемы. Первоначально власти заверяли население, что «ситуация находится под контролем, и в Армении не зарегистрировано случаев заражения вирусом» (173).

Однако быстрые темпы распространения COVID-19 вынудили Ереван закрыть границу с Ираном с 24 февраля 2020 г. В начале марта в стране были зарегистрированы первые заболевшие, режим ЧП в связи с коронавирусом был введён 16 марта, но меры по борьбе с инфекцией уже не могли помешать ее дальнейшему распространению (174).

В крайне неблагоприятном для Армении направлении развивалась и ситуация на карабахском направлении. После поражения азербайджанской армии в 1994 г. Баку утратил контроль не только над территорией НКР, но и над прилегающими к Карабаху районами, которые стали для непризнанной республики «поясом безопасности». Армянская дипломатия стремилась добиться признания независимости НКР со стороны Баку в обмен на частичный возврат «пояса безопасности» (без Лачинского коридора). Со временем существование НКР в ее «фактических границах» стало рассматриваться как законное и справедливое, различные политические силы стали отвергать саму возможность торга «освобожденными территориями». Власть и оппозиция соревновались в степени неприятия любых уступок, и они стали выглядеть в глазах армянского общества как «предательство» национальных интересов.

На 56-й Мюнхенской конференции по безопасности (14-16 февраля 2020 г.) были зафиксированы позиции конфликтующих сторон на данном этапе. В своем выступлении на панельной сессии, посвященной карабахской проблеме, президент И. Алиев подтвердил неизменность азербайджанской позиции, которая состояла в следующем:

- Нагорный Карабах является составной и неотъемлемой частью Азербайджана, это – историческая истина, опирающаяся на нормы международного права. Территориальная целостность Азербайджана признается всем миром.

- В конце 1980-х годов Армения развязала агрессию против Азербайджана, которая сопровождалась массовой депортацией азербайджанцев с территории Армении, этнической чисткой, а в итоге оккупацией 20% территории Азербайджана.

- Совет Безопасности ООН принял 4 резолюции, требующие вывода армянских войск с оккупированных территорий. Требования данных резолюций все еще не выполнены. Любой путь урегулирования, который будет достигнут в результате мирных переговоров, должен обеспечить территориальную целостность Азербайджана.

- Понятия «Нагорно-карабахская республика» не существует. Конфликт имеет лишь две стороны: Армения и Азербайджан. Наша территориальная целостность должна быть восстановлена.

- Урегулирование конфликта должно происходить поэтапно. На первом этапе должна быть освобождена часть оккупированных территорий. Азербайджанские вынужденные переселенцы должны вернуться на эти территории, данные территории должны быть снова заселены, одновременно должен происходить процесс нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. В этом случае статус Нагорного Карабаха может остаться на последующее обсуждение, когда обе стороны будут готовы.

- Вопрос статуса не должен затрагивать территориальную целостность Азербайджана, который является многоконфессиональной, многонациональной страной. Многочисленные этнические меньшинства живут в Азербайджане в мирных и спокойных условиях. Если наша территориальная целостность полностью будет восстановлена, то армяне, как национальное меньшинство, будут обладать всеми правами и привилегиями, так же, как представители любой другой национальности в нашей стране (175).

Премьер-министр Армении Н. Пашинян в своем выступлении заявил о необходимости привнести в переговорный процесс новые идеи, которые, по его мнению, могли бы обеспечить мирное решение карабахской проблемы. Эти идеи заключались в следующем:

- Урегулировать конфликт, продолжающийся 30 лет, одним или двумя шагами невозможно. Для решения данной проблемы мы нуждаемся в революциях. Я приступил к процессам микрореволюций и в будущем расскажу о роли микрореволюций в процессе переговоров по Нагорному Карабаху.

- Военного пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта нет. Армения не представляет Нагорный Карабах в переговорном процессе. Нагорный Карабах признан ОБСЕ стороной конфликта, стороной переговоров. Армения и Нагорный Карабах готовы предпринять реальные попытки для создания устойчивого мира в нашем регионе.

- Армения и Азербайджан несут ответственность за региональную и глобальную безопасность, необходимо воспринимать нынешнюю ситуацию не только как национальную повестку дня, но и как повестку дня глобальной, региональной безопасности, как приложение усилий и внесение вклада в глобальную безопасность. Армения и Нагорный Карабах к этому готовы. - Любое урегулирование нагорно-карабахского конфликта должно быть приемлемым для народа Армении, населения Карабаха и азербайджанского народа (176).

Судя по приведенным Н. Пашиняном примерам "микрореволюций" (взаимный обмен поездками журналистов и т.п.), этим термином он обозначал меры по смягчению напряженности и уменьшению степени враждебности армянского и азербайджанского обществ. Он не ограничился своим выступлением на форуме и посчитал необходимым еще раз зафиксировать армянскую позицию по карабахской проблеме. На следующий день после выступления на 56-й Мюнхенской конференции по безопасности Н. Пашинян опубликовал на своей странице в Facebook следующие «Мюнхенские принципы»:

- Нагорный Карабах обрел независимость так же, как и Азербайджан.

- Нагорный Карабах является стороной конфликта и переговорного процесса, без переговоров с которой урегулировать конфликт невозможно.

- Нет территорий, есть безопасность. Нагорный Карабах не может поставить под угрозу свою безопасность.

- Невозможно разрешить конфликт одним или двумя действиями. В переговорном процессе необходимы сначала «микрореволюции», потом «миниреволюции», и только затем – прорыв.

- Любое решение проблемы должно быть приемлемым для народа Армении, народа Карабаха, народа Азербайджана. И Армения, и Карабах готовы приложить серьезнейшие усилия для поиска такого решения. Такую готовность должен продемонстрировать и Азербайджан.

- Нагорно-карабахский вопрос не имеет военного решения. Если кто-нибудь скажет, что проблема имеет военное решение, народ Карабаха ответит: значит, она уже давно решена (177).

Выступление Н. Пашиняна на конференции по безопасности и его «Мюнхенские принципы» свидетельствовали о принципиальном изменении позиции по карабахской проблеме. Прежде она базировалась на праве населения НКР на национальное самоопределение, которое должно быть осуществлено путем признания независимости НКР со стороны Азербайджанской республики (примерами подобного рода признаний независимости отделившихся территорий были Бангладеш, Эритрея, Южный Судан и др.). Именно такой путь решения конфликта предполагал «пакетное» решение конфликта, когда одновременно решались проблема независимого статуса НКР и возврата под контроль Баку прилегающего «пояса безопасности» (за исключением Лачинского коридора).

Прежние власти Армении исходили из того, что они являются законными представителями интересов населения НКР и должны добиваться осуществления его права на самоопределение. Этим объяснялся отказ от первоначального трехстороннего формата переговоров (именно в этом формате в 1994 г. было заключено соглашение о прекращении огня). В своих «Мюнхенских принципах» Н. Пашинян уже не упоминал о праве народа НКР на самоопределение, так как он рассматривал республику как такое же независимое государство, как и Азербайджан с момента распада СССР. Таким образом, согласно Н. Пашиняну, НКР является такой же стороной конфликта, как Азербайджан, ее представители должны участвовать в переговорном процессе, а Армения не может выступать в качестве ее представителя. Указание же на невозможность ставить под угрозу безопасность НКР свидетельствовало о том, что армянский контроль над «поясом безопасности» должен быть сохранен и Баку предлагается решение карабахской проблемы путем признания независимости НКР в ее «фактических» границах. Очевидно, что «Мюнхенские принципы» Н. Пашиняна были совершенно неприемлемы для Азербайджана и это сделало невозможным продолжение переговорного процесса под эгидой МГ ОБСЕ.

31 марта – 14 апреля 2020 г. в НКР были проведены президентские и парламентские выборы. 21 мая 2020 г. новоизбранный президент НКР Араик Арутюнян официально вступил в должность. Церемония его инаугурации впервые была проведена не в Степанакерте, а в соседнем городе Шуша (по-армянски Шуши), в ней приняли участие премьер-министр Н. Пашинян и другие представители руководства Армении. Новоизбранный президент заявил о намерении перенести парламент республики из Степанакерта в Шушу (178).

Баку много лет выражал крайнее недовольство ходом переговорного процесса и деятельностью сопредседателей МГ ОБСЕ. «Мюнхенские принципы» Н. Пашиняна укрепили уверенность азербайджанского руководства в том, что переговорный процесс больше не имеет смысла и карабахская проблема может быть решена только военно-силовым путем. Подготовка к такому решению велась долгое время, она включала в себя наращивание мощи азербайджанской армии, поддержание высокого уровня военной напряженности на границе с Арменией и в зоне карабахского конфликта, а также комплекс мер по формированию более благоприятной для Азербайджана ситуации на международной арене.

Масштабная дипломатическая и информационно-пропагандистская активность на российском направлении позволила Баку изменить общественные настроения в России в неблагоприятном для Армении направлении: к ней все больше относились не как к ключевому союзнику России в стратегически важном регионе, а как к одной из постсоветских стран в одном ряду с другими, в том числе с Азербайджаном. Накануне войны азербайджанская пропаганда всеми доступными средствами транслировала в России и по всему миру собственную трактовку карабахской проблемы как армянской агрессии и оккупации части территории Азербайджана.

Курс Баку на военно-силовое решение карабахской проблемы получил безоговорочную поддержку президента Турции Р.Т. Эрдогана, который получил возможность использовать Азербайджан для наращивания турецкого влияния на Южном Кавказе. С 29 июля по 10 августа 2020 г. на территории Азербайджана проходили широкомасштабные азербайджано-турецкие военные учения, в ходе которых азербайджанские и турецкие военные отрабатывали «задачи по освобождению стратегически выгодных районов и рубежей» (179). Учения были использованы для переброски из Турции в Азербайджан большого количества боеприпасов, бронетехники, боевых вертолетов и самолетов (в том числе истребителей F-16). Все это было задействовано в ходе наступления азербайджанской армии, которое началось утром 27 сентября 2020 г. Привлечение значительного количества турецких военных специалистов позволило значительно повысить боеспособность азербайджанской армии и обеспечить полное господство в воздухе на протяжении всего периода военных действий.

Накануне и во время войны в Нагорном Карабахе азербайджанскому руководству удалось обеспечить подавляющее военное, дипломатическое, информационно-пропагандистское преимущество, которое определило исход военных действий. Как подчеркнул президент НКР А. Арутюнян, решение армянской стороны о прекращении войны было вынужденным: «В результате боевых действий за 43 дня мы потеряли Физулинский, Джабраильский, Кубатлинский, Зангеланский районы, значительную часть Гадрутского района, часть Мартунинского и Аскеранского районов и, самое главное, Шуши. Бои проходили уже в непосредственной близости от Степанакерта — на расстоянии 2-3 километров от нашей столицы. В случае продолжения боевых действий мы в течение нескольких дней потеряли бы весь Арцах. Продолжение войны привело бы к необратимым последствиям» (180). Аналогичную оценку сложившейся ситуации дал начальник Генштаба ВС Армении, генерал-полковник О. Гаспарян (181).

Премьер-министр Н. Пашинян подчеркнул, что «армия обороны сражалась сразу против Азербайджана, Турции и наемников-террористов. Она сражалась героически, но в дальнейшем неизбежно встал вопрос о необходимости прекращения войны, ибо в противном случае последствия будут гораздо более тяжелыми. И этот вопрос поставила Армия обороны, а также политическое руководство Арцаха. Я принял это решение после того, когда армия уже настаивала на принятии такого решения» (182).

После начала военных действий российское руководство пыталось добиться их прекращения в форматах СБ ООН и МГ ОБСЕ. В первом случае этого не удалось сделать по причине блокирования необходимых решений британским представителем в Совете Безопасности ООН (183), во втором МГ ОБСЕ продемонстрировала свою недееспособность в сложившейся ситуации. В итоге Москве удалось добиться прекращения огня только путем прямого и непубличного диалога со сторонами конфликта на уровне глав государств. Результатом этого диалога стало подписание документа о немедленном прекращении огня с 10 ноября 2020 г.:

«Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации. 10 ноября 2020 г. Мы, Президент Азербайджанской Республики И.Г. Алиев, Премьер-министр Республики Армения Н.В. Пашинян и Президент Российской Федерации В.В. Путин, заявили о следующем:

1. Объявляется о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорнокарабахского конфликта с 00 часов 00 минут по московскому времени 10 ноября 2020 года. Азербайджанская Республика и Республика Армения, далее именуемые Сторонами, останавливаются на занимаемых ими позициях.

2. Агдамский район возвращается Азербайджанской Республике до 20 ноября 2020 года.

3. Вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора развёртывается миротворческий контингент Российской Федерации в количестве 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортёров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.

4. Миротворческий контингент Российской Федерации развёртывается параллельно с выводом армянских вооружённых сил. Срок пребывания миротворческого контингента Российской Федерации – 5 лет с автоматическим продлением на очередные 5-летние периоды, если ни одна из Сторон не заявит за 6 месяцев до истечения срока о намерении прекратить применение данного положения.

5. В целях повышения эффективности контроля за выполнением Сторонами конфликта договорённостей развёртывается миротворческий центр по контролю за прекращением огня.

6. Республика Армения до 15 ноября 2020 года возвращает Азербайджанской Республике Кельбаджарский район, а до 1 декабря 2020 года – Лачинский район. Лачинский коридор (шириной 5 км), который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией и при этом не будет затрагивать г. Шушу, остаётся под контролем миротворческого контингента Российской Федерации. По согласованию Сторон в ближайшие три года будет определён план строительства нового маршрута движения по Лачинскому коридору, обеспечивающий связь между Нагорным Карабахом и Арменией, с последующей передислокацией российского миротворческого контингента для охраны этого маршрута. Азербайджанская Республика гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях.

7. Внутренне перемещённые лица и беженцы возвращаются на территорию Нагорного Карабаха и прилегающие районы под контролем Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

8. Производится обмен военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами и телами погибших.

9. Разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.

По согласованию Сторон будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана» (184).

Размещение российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе обеспечило прекращение военных действий и создало условия для урегулирования конфликта мирным путем. Согласно соглашению о прекращении огня Армения обязалась вывести свои войска из зоны конфликта, вернуть под контроль Азербайджана не только «пояс безопасности» (включая Лачинский коридор), но и часть территории собственно НКР включая город Шуша.

До начала военных действий общая площадь контролируемой властями НКР территории (НКР в «фактических границах») составляла примерно 11,5 тыс. кв. км. После войны эта территория сократилась до 3170 кв. км (185), в нее входит большая часть Мартакертского района (1400 кв. км), большая часть Аскеранского района (850 кв. км), 40% Шушинского района (120 кв. км), Степанакерт (26 кв. км), часть Мартунийского района (400 кв. км) (186).

На территории НКР в ее прежних "фактических границах" располагалось 132 тыс. га посевных площадей (из них использовалось 100 тыс. га.). По оценке Минсельхоза НКР 70% этих территорий, т.е. 70 тыс. га было утрачено после войны. Под контроль азербайджанских властей перешло большинство ГЭС, 5 тыс. га многолетних садов (из 7 тыс.), 14 шахт (из 16-ти), многие объекты промышленности и инфраструктуры (187). Такие потери крайне осложнили социально-экономическую ситуацию, в настоящее время только масштабная внешняя помощь обеспечивает выживание местного армянского населения. После войны ее оказывает Россия в рамках своей миротворческой операции в зоне карабахского конфликта. Однако вряд ли такая ситуация может продолжаться долго. Как подчеркивают армянские эксперты, утрата контроля над обширными территориями будет иметь долговременные негативные последствия не только для населения НКР, но и для Армении. Это приведет «к росту турбулентности в экономике и снижению уровня жизни, на долгие годы Армения теряет возможность динамичного роста» (188). Однако руководство страны подобного пессимизма не разделяет: согласно утвержденному госбюджету на 2021 г. запланирован рост экономики на 3,2% (189). Правительство планировало обеспечить рост экономики Армении в 2020 г. на 4,8%. В реальности произошел ее общий спад на 8,5%, а в сферах импорта, экспорта и потребления примерно на 20% (190). Ухудшение социально-экономической ситуации в 2020 г. произошло под влиянием эпидемии COVID-19, неудачной 44-дневной войны в Нагорном Карабахе и ее негативных последствий (только материальный ущерб Армении исчисляется многими миллиардами долларов) (191). В настоящее время наиболее актуальной задачей правительства становится преодоление нынешней кризисной ситуации. По мнению Н. Пашиняна, для ее решения «нужно приложить особые усилия, особое сотрудничество, привнести новое качество управления в нашу страну, в исполнительный орган» (192).

* * *

44-дневная война в Нагорном Карабахе радикально изменила ситуацию на Южном Кавказе: усилились позиции Азербайджана, ослабли позиции Армении, в регионе значительно возросло влияние Турции, расширилось ее военное присутствие на азербайджанской территории. На фоне фактической неспособности СБ ООН и МГ ОБСЕ повлиять на ситуацию, была наглядно продемонстрирована эффективность формата трехстороннего диалога России, Армении и Азербайджана на уровне глав государств. Именно этот формат позволил прекратить военные действия, а размещение российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе открывает перспективу не только стабилизации, но и ускоренного экономического развития Южного Кавказа и приграничных с ним территорий соседних государств путем разблокирования границ, строительства новых транспортных коридоров, комплексного использования гидро- и биоресурсов трансграничной реки Аракс, увеличения площади орошаемых земель и т.п. В случае успеха экономическое сотрудничество может стать основой для повышения уровня доверия и поиска взаимоприемлемых подходов к решению застарелых и наиболее болезненных проблем в отношениях Армении с Азербайджаном и Турцией. В противном случае регион продолжит оставаться «горячей точкой» планеты, а его население – заложником прошлых войн и конфликтов.

Источник: Запад–Восток–Россия 2020. Ежегодник / Отв. ред.: А.С. Прозоровский, В.Г. Хорос. – М.: ИМЭМО РАН, 2021. – 207 с.


Источник: "Научного Общества Кавказоведов"



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Преследование армянских военнопленных в Азербайджане по сфабрикованным делам недопустимо
Преследование армянских военнопленных в Азербайджане по сфабрикованным  делам недопустимо
Исполняющий обязанности министра иностранных дел Армении Армен...
Генконсульство РФ в Анталье призывает быть готовыми к возможной эвакуации россиян
Генконсульство РФ в Анталье призывает быть готовыми к возможной эвакуации россиян
В ведомстве отметили, что российские граждане не пострадали в...
Уточнение статуса Арцаха взаимосвязано с присутствием России на Южном Кавказе - политолог
Уточнение статуса Арцаха взаимосвязано с присутствием России на Южном Кавказе - политолог
Когда Минская группа, а точнее представители стран-сопредседателей...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал