В начале марта 2012 года президент Грузии Михаил Саакашвили совершил двухдневный визит в Азербайджан. Этот визит, как и многое из того, что делает господин Саакашвили, попал в центр международного внимания и породил массу суждений по поводу того, что является его целью.
Точная и исчерпывающая информация на этот счет вряд ли когда-либо станет достоянием общественности, однако политика – это искусство расчета, и мы всегда можем попытаться «рассчитать» логику грузинского президента и вывести наиболее возможные причины его последнего визита в Баку.
В качестве одной из наиболее естественных и главных причин визита грузинского лидера можно назвать экономическое сотрудничество между двумя странами. Как известно, оно активно развивается и крепнет. Азербайджан является одним из основных экономических партнеров и инвесторов Тбилиси, страной, обеспечивающей потребности Грузии в энергоносителях и предоставляющей ей уникальные транзитные возможности в обход России и Армении на Запад.
Из списке наиболее важных и актуальных совместных грузино-азербайджанских экономических проектов, о которых наверняка говорили президенты Грузии и Азербайджана, находится окончание строительства железной дороги, которая через Грузию свяжет Баку с Турцией и далее с Европой (по словам Ильхама Алиева, эта дорога станет для Азербайджана настоящим «окном в Европу», в ее постройку только в этом году Баку намерен вложить не менее 320 млн долларов), углубление транзитного сотрудничества (в частности, полная загрузка проходящего по территории Грузии в Турцию газопровода Баку – Тбилиси – Эрзерум) и создание совместной компании по экспорту электроэнергии. Здесь есть о чем говорить, и я уверен, что в той или иной форме эти вопросы были, конечно же, затронуты.
Вместе с тем, экономика наверняка не является единственной темой, определившей визит Михаила Саакашвили в Азербайджан. Эксперты разных стран сходятся во мнении, что его еще одной очень вероятной причиной стала подготовка к намеченным на 2012 год парламентским и на 2013 год – президентским выборам в Грузии. Нельзя исключать, что эти выборы будут очень сложными как для «Единого национального движения» – правящей партии Грузии, так и для М. Саакашвили лично и что ради победы на них он готов пойти на многое.
Некоторые грузинские СМИ со ссылкой на «достоверные источники» в администрации президента Грузии сообщают, что Михаил Саакашвили обсуждал в Баку возможность получения голосов этнических азербайджанцев, составляющих около 7% населения страны и проживающих в регионе Квемо Картли на востоке и юго-востоке Грузии. По данным этого же неназванного источника, в обмен на собственную поддержку М. Саакашвили пообещал Ильхаму Алиеву предоставить этому региону культурную автономию.
Еще одной возможной причиной визита грузинского лидера в Азербайджан, скорее всего, стала попытка более тесного стратегического сближения двух стран на фоне происходящих как в мире, так и в Кавказском регионе событий. Не секрет, что многие политологи определяют геополитические процессы на Южном Кавказе как постепенное складывание двух де-факто региональных союзов: с одной стороны – Грузии, Азербайджана и Турции и с другой – России, Армении и Ирана. Если рассуждать в рамках этих союзов, то визит Михаила Саакашвили действительно важен и своевремен, т.к. проходит одновременно с несколькими крупными процессами и событиями, на которые президентам двух стран нужно выработать свою реакцию.
Одним из таких процессов является разочарование Азербайджана итогами переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха и его явный дрейф в сторону Запада в надежде найти там решение своих проблем. Это невольно сближает Баку с выбравшим однозначно прозападный курс развития Тбилиси и, возможно, по мнению М. Саакашвили, открывает для обеих стран новое окно возможностей.
Новые возможности – это, наверное, хорошо, однако настораживает то, что из риторики грузинского президента в Азербайджане ясно видно, за чей счет и в борьбе против кого они должны быть достигнуты.
Во-первых, вряд ли простым совпадением является то, что визит президента Грузии в Азербайджан состоялся сразу же после произошедших в России президентских выборов. Можно по-разному относиться к качеству самих этих выборов и к победившему на них Владимиру Путину, однако нельзя не заметить, что его избрание ставит для Михаила Саакашвили крест на возможности нормализации российско-грузинских отношений по лекалам Тбилиси и на его собственном участии в этом процессе. Для И. Алиева В. Путин тоже является, наверное, не самым удобным партнером – в политологических кругах давно поговаривают, что личные отношения двух президентов, что называется, не сложились и что для азербайджанского лидера гораздо более приемлемым президентом России был бы Дмитрий Медведев или кто-то иной, ведущий схожую политику – активно стремящийся урегулировать карабахский конфликт и одновременно не задающий лишних вопросов по поводу авторитарной сущности сложившегося в Азербайджане государства.
Поэтому нельзя исключать, что одной из целей визита грузинского президента было обсуждение возможных общих внешнеполитических подходов в новых условиях по отношению к России. По крайней мере, российская тематика, вполне ожидаемым образом, была одной из основных в высказываниях М. Саакашвили в Азербайджане, а уже ставшая привычной неприязненная к России риторика буквально сквозила изо всех его слов.
Так, в частности, грузинский лидер коснулся создаваемого Москвой интеграционного проекта Евразийского союза, заявив, что эта идея обязательно провалится, что ни Грузия, ни Азербайджан не собираются в него входить и что Россия не сможет «оживить труп Советского Союза». По его мнению, «правильные» интеграционные процессы должны проходить в рамках предлагаемого им самим проекта Единого Кавказа, в составе Евросоюза и НАТО.
В этом смысле, по словам грузинского лидера, он надеется на неких «русских патриотов», которые «хотят сильной России», с которыми Грузии как раз и нужно строить «общее будущее». К сожалению, Михаил Саакашвили не упомянул, кого конкретно он считает подобным патриотом, но, исходя из смысла его речи, этих людей следует искать в лагере антипутинской оппозиции. Это может быть важным заявлением грузинского президента, и вполне возможно, что оно обозначает новое направление деятельности официального Тбилиси – попытку решить территориальные и иные разногласия с Россией путем предоставления помощи российской оппозиции, которая в будущем должна сместить Владимира Путина. Не удивлюсь, если в скором будущем предложения о подобном сотрудничестве поступят кое-кому из видных российских оппозиционеров, хотя, если честно, я очень сомневаюсь в том, что они будут приняты, т.к., с учетом событий нашей новейшей истории, связь с Саакашвили будет означать для них политическое самоубийство.
В общем, несмотря на то, что в своей речи, произнесенной в Милли Меджлисе – азербайджанском парламенте – Михаил Саакашвили специально оговорился, что предложение Азербайджану дружбы не направлено против России или какой-либо иной страны, его дальнейшие слова были таковы, что дали повод некоторым азербайджанским политикам предположить, что истинной целью приезда является заключение антироссийского пакта. Азербайджанский депутат Фазаил Агамалы, комментируя выступление грузинского президента агентству
Regnum, заявил, что М. Саакашвили снова сделал «авантюристическое выступление», чем «нанес удар по азербайджано-российским отношениям».
Речь об Армении во время визита грузинского лидера в Баку, по крайней мере, публично не шла. Исходя из специфики армяно-азербайджанских отношений, можно быть уверенным: что бы ни сказал на эту тему Михаил Саакашвили, это не понравилось бы либо в Ереване, либо в Баку, а значит, эти вопросы следовало дипломатично опустить. Наверное, это было правильным ходом президента Грузии, однако дела, в любом случае, говорят более красноречиво, чем слова, а здесь к Михаилу Саакашвили как раз и есть вопросы.
К сожалению, практика показывает, что вести точно сбалансированную политику в регионе, в который входят страны с полностью противоположно направленными интересами, не получается. Это не получается не только у Тбилиси, но и у Москвы, у Брюсселя или Вашингтона – пытаясь быть хорошим для одного партнера, порой приходится становиться плохим в глазах другого, и это положение не изменится, кто бы ни пришел к власти в этих странах и какие бы заявления государственные лидеры ни делали во время своих визитов.
Андрей Епифанцев
Источник: NovostiNK.ru