Топ Новое

Самоцензура в Азербайджане — молчать обо всем армянском

14-11-2017, 22:00 Просмотров: Новости Азербайджана
14 ноября 2017, 22:00 - NovostiNK
Можно ли выиграть информационную войну, отказавшись от песен Шер?

Самоцензура в Азербайджане — молчать обо всем армянском


Мне попался «правильный» таксист – в машине играл настоящий забористый шансон. В Баку это большая редкость. «Плановая, плановая, симпатичная такая…» – пел Борис Давидян, он же Бока, он же легендарный исполнитель блатных песен – бакинец армянского происхождения.

— Это Бока? – уточнила я на всякий случай.

— Дааа, я чтоо? – настороженно протянул таксист.

— Нет, ничего.

Таксист хмыкнул. В принципе, он не сильно рисковал, слушая певца с армянской фамилией, – потому что в современном Баку осталось не так уж много людей, знающих, кто такой Бока. Хотя многие местные исполнители шансона “унаследовали” его песни и до сих пор поют их на свадьбах.

В 1988 году в Баку еще жило никак не меньше двухсот тысяч армян. Потом разгорелся карабахский конфликт между Азербайджаном и Арменией, и страны “обменялись беженцами”. Этнический состав изменился в пользу титульной нации, и многонациональные бакинские дворы остались только в памяти.

Карабахский конфликт постепенно вытесняет из жизни и речи азербайджанцев все, так или иначе связанное с Арменией. Нет никаких официальных запретов “на упоминание всего армянского”, но азербайджанцы стали практиковать самоцензуру. Одни – из чувства патриотизма, другие – просто от греха подальше.

Самоцензура в быту: молчаливая любовь к Азнавуру

Алена Семенова вернулась в Баку после учебы в Штатах. Это был 2005 год. Она попыталась купить диск группы System of a Down (американская рок-группа, все участники которой -армяне по происхождению). Работники магазина отвели ее в подсобку и спросили, зачем она ЭТО слушает. «А зачем вы ЭТО продаете?» — ответила девушка.

Нескольких таких эпизодов хватило, чтобы Алена научилась контролировать свою речь, когда дело касается армянских тем: «Это не настолько важная и значимая часть моей жизни, чтобы нарываться на конфликт».

С ней согласен и ее муж Таир, который, наученный неприятным опытом, старается не затрагивать эту тему в кругу малознакомых людей.

Мы провели небольшой опрос, чтобы узнать, в каких ситуациях бакинцы “прикусывают язык”, чтобы не сказать чего-нибудь неполиткорректно-армянского. Вот что многим нравится:

армянская нуга;

фильмы режиссера Карена Шахназарова;

песни армянских участников Евровидения;

певец Шарль Азнавур;

армянские девушки/парни на международных симпозиумах (стыдно признаться, как сказал один респондент).

Признаются ли люди в таких симпатиях? Тут все ответы можно разделить на три группы:

1. Никакой самоцензуры — что хочу, то и говорю.

Такая толерантность может осуждаться в сети и в “реале”. Некоторые считают ее эпатажем:

“Сейчас уже считается модным хвалить, например, футболиста Мхитаряна, чтобы выделиться из толпы и показать, какой ты «особенный». А многие «ценители» армянского коньяка никогда его даже и не пробовали”.

2. Лучше лишний раз промолчать, чем потом доказывать, что ты не верблюд.

“Обожаю Фрунзика Мкртчяна, считаю его гениальным актером, как и Джигарханяна. Но никогда и нигде не скажу об этом открыто”.

3. Какой еще коньяк-шманьяк, война идет.

“Давайте не забывать, что между нами, все-таки идет война. В том числе – информационная. В таких обстоятельствах мало кто назовет великих и знаменитых армян великими и знаменитыми. Это как в СССР 1942-го года играть Вагнера”.

Казусы и скандалы

С попытками препятствовать проникновению в азербайджанский быт всего армянского связано немало скандалов – битв на поле информационной войны. Вот самые громкие:

Индейка по-армянски. Пассажир рейса Москва-Баку авиакомпании «Аэрофлот» был возмущен присутствием в меню блюда под названием «индейка по-армянски» и высказал своё возмущение стюардессе. Дальше была долгая и ожесточенная дискуссия в азербайджанских соцсетях.

Концерт Сосо Павлиашвили. В прошлом году значительная часть азербайджанской общественности пыталась воспрепятствовать проведению в Баку концерта Сосо Павлиашвили. Нет, он не армянин, но выступал в Карабахе (поехал туда из Армении, то есть, попал на территорию Азербайджана мимо азербайджанских пограничников), чего тоже вполне достаточно. В итоге, концерт прошел при аншлаге во дворце имени Гейдара Алиева (концертный комплекс в центре города). Дискуссии начались примерно за месяц до концерта и продолжались еще два.

Шакира и флаг. В 2012 году певица Шакира дала концерт в Баку, во время которого вынесла на сцену армянский флаг. Публика обалдела от такой наглости. Потом выяснилось, что это был флаг Колумбии – родной страны певицы, в котором просто те же цвета, но в другом порядке. Самое забавное, что и в Армении тоже не сразу поняли, в чем дело, потому что «сенсация» облетела не только азербайджанские, но и армянские интернет-ресурсы.

Время от времени происходят инциденты “помельче”. Например, год назад в известной сети кафе поставили песню американской певицы армянского происхождения Шер, и посетители возмутились. Каждый такой случай приносит богатый урожай кликов новостным ресурсам и бурные споры в соцсетях.

Эксперты о самоцензуре: что это на самом деле?

Азад Исазаде, психолог:


“Это нормально, что люди следят за своей речью, чтобы не нарваться на конфликт, или, например, чтобы не обидеть собеседника, для которого тема войны болезненна.

Инциденты из серии «индейка в самолете» можно назвать одним словом – «сублимация».

Люди, воевавшие в Карабахе, или как-то еще непосредственно вовлеченные в конфликт, как правило, ведут себя спокойно. А те, кто не смогли “внести свою лепту” в войну, пытаются сделать это таким вот образом.

Если когда-нибудь мир будет заключен, даже при самом благоприятном исходе, сформировавшийся «образ врага» покинет общественное сознание еще не скоро. И работать над этим нужно будет серьезно, и с обеих сторон. Причем, начинать лучше прямо сейчас, трансформируя образ «врага-армянина» в образ «противника с автоматом», не делая акцент на национальности”.

Рахман Бадалов, философ и культуролог:

“На мой взгляд, это показатель дикости. Мы не ведем этнической войны с армянами. Тем более речь не идет о том, что столкнулись наши коллективные мифы. Одним словом, это проявление атавизма, который у цивилизованных народов давно изжит.

Другой момент, не менее важный. Современные научные представления говорят о том, что если нет взаимодействия — нет объектов, главное — что происходит между. Мертвая зона между двумя народами — ничего страшнее не придумаешь. В прошлом было все, дружили, ругались, обвиняли, встречались, спорили «чья долма» , но было взаимодействие”.

Что все-таки осталось

Между тем, некоторые “армянские следы” в Баку все-таки остались. Они или настолько примелькались, что их перестали замечать, или мало кому известно их истинное происхождение (а кто знает, не акцентирует внимание).

В основном, это музыка и топонимы.

Например, знаменитая улица Сурена Осипяна. В советское время здесь была психиатрическая больница. Улицу, конечно, переименовали, но и сейчас, если кто-то предлагает вам «сходить на Сурена Осипяна», значит, считает вас больным на голову.

Церковь Святого Григория Просветителя в центре Баку была построена в конце 19 века, пережила кучу катаклизмов, горела в начале 90-х, была реконструирована в начале 2000-х, и теперь в ней библиотека Управления по делам Аппарата президента Азербайджана. Но для бакинцев это, прежде всего, отличный ориентир. «Ты где?» — «Возле армянской церкви». Причем, именно под таким названием ее знают даже подростки.

Песня «Я встретил девушку» из одноименного советского фильма — одна из самых известных песен легендарного азербайджанского певца Рашида Бейбутова. Музыку к ней написал Андрей Бабаев, который, несмотря на азербайджанскую фамилию, был карабахским армянином.

И как ее теперь делить? А никак. В конце концов, Рашид Бейбутов – национальное достояние, и никто не собирается отказываться от его хита, пусть она будет написана хоть чертом рогатым.

Таких «общих» песен можно насчитать с десяток. Что неудивительно, учитывая, например, тесное сотрудничество в свое время Муслима Магомаева и Арно Бабаджаняна. «Вытряхнуть» все это из репертуаров мэтров невозможно, да и попросту жалко. Так что, «пусть будет».


Источник: jam-news.net



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Европейский Союз исключил FARC из списка террористических организаций
Европейский Союз исключил FARC из списка террористических организаций
Европейский Союз исключил колумбийскую леворадикальную повстанческую...
Госминистр Арцаха ознакомился с ходом реализации крупных строительных программ в Кашатаге
Госминистр Арцаха ознакомился с ходом реализации крупных строительных программ в Кашатаге
Государственный министр Республики Арцах Араик Арутюнян 11 ноября...
Пока власти Азербайджана дарят квартиры журналистам, тысячи нуждающихся семей шехидов годами ждут своей очереди
Пока власти Азербайджана дарят квартиры журналистам, тысячи нуждающихся семей шехидов годами ждут своей очереди
Согласно подписанному еще 1993 г. президентом Азербайджана Гейдаром...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал