Топ Новое

“МИСТЕР ТАНЕЦ С САБЛЯМИ”

6-06-2018, 13:50 Просмотров: Культура
“МИСТЕР  ТАНЕЦ  С  САБЛЯМИ”

6 июня 2018, 13:50 - NovostiNK
Более двадцати пяти лет назад, 23 января 1984 года в Ереване состоялось открытие Дома-музея Арама Хачатуряна, приуроченное к его 80-летию. Сегодня здесь собраны уникальные экспонаты, среди которых бесчисленное множество фотографий, запечатлевших мгновения творческой биографии известного композитора: концертные выступления, встречи со зрителями, приемы у высокопоставленных особ – Папы Римского, бельгийской королевы Елизаветы, Каталикоса Всех Армян Вазгена Первого… Здесь можно увидеть его концертный фрак, на лацкане которого прикреплена высшая награда СССР – Звезда героя соцтруда, а также личный музыкальный инструмент, на котором он создавал свои гениальные творения. Памятными реликвиями можно назвать бутафорский меч, подаренный первым и непревзойденным исполнителем роли Спартака Владимиром Васильевым или созданную известным армянским мастером Эдуардом Казаряном миниатюру на рисовом зернышке, где изображен маэстро, дирижирующий оркестром. Перечислять все, что бережно хранится в этом Музее можно до бесконечности… Как бесконечно можно перечислять официальные международные награды и многочисленные титулы, полученные им от благодарных почитателей во всем мире. «Самый узнаваемый армянский композитор», «мастер музыкальных форм и драматургии», «виртуоз большой скрипки», «человек стихийной мощи» - это лишь незначительная часть эпитетов, которые обязательно прилагаются к его имени. «И все же визитной карточкой еще при жизни композитора стал знаменитый «Танец с саблями», благодаря которому во многих странах мира за ним прочно закрепилось прозвище «Мистер Танец с саблями».

Хотя сам композитор не очень жаловал эту пьесу, называя ее «непокорным и шумливым дитем», которое кстати, родилось не по его доброй воле, а по настоятельному требованию постановщика балета «Гаяне». Отдавая балетмейстеру ноты, он в сердцах начертал на них: «Черт возьми! Я создал это за один вечер и то, лишь в угоду балету!». Кстати, много позже, уже став всемирно известным композитором, Арам Ильич снова вернется к этой теме и уже, то ли в шутку, то ли всерьез, скажет: «Если бы я знал тогда, что стану известен лишь благодаря только этой одной пьесе, то никогда бы не написал ее», - рассказывает директор Дома-музея А.Хачатуряна, профессор Армине Григорян.

Первый армянский балет «Счастье» был написан в 1939 году. Но недостатки либретто вынудили тогда композитора переписать большую часть музыки и, как следствие, родился новый балет «Гаяне», премьера которого состоялась зимой 1942 года. Через очень короткое время он завоевал всемирную славу, став, по мнению современников, одним из самых достойных балетов ХХ века. Другой величайшей работой Хачатуряна, уже после войны, стал балет «Спартак», партитура которого была завершена в 1954 году. – Яркость, красочность, колотритность музыки «Спартака» столь велики, что моментами даже возникает опасение: не потускнеет ли в результате этого основная идея балета – борьба рабов против своих угнетателей, - восторженно писал о спектакле Дмитрий Шостакович. Кстати, прежде чем приступить к работе над «Спартаком», Арам Ильич поехал в Италию, чтобы самому проникнуться духом древнего Колизея, где должны были разворачиваться события его будущего балетного действа. Оттуда он привез камень из кладки древней стены, который, по его собственным словам, служил талисманом и даже подпитывал энергией при написании балета. Однако, по мнению скептически настроенной части критиков того времени, этот «жанр исторической хроники явно противопоказан балету». И все же вопреки их предсказаниям, после шумного премьерного успеха в декабре 1956 года, «Спартак» сразу же вошел в репертуар лучших балетных трупп мира, став признанной классикой мирового и советского балетного искусства.

Вместе с тем стоит заметить, что мировая известность пришла к Хачатуряну не только благодаря этим балетам, а значительно раньше - еще в произведениях довоенного периода. Первой опубликованной работой молодого композитора стал «Танец для скрипки и фортепиано», о чем Давид Ойстрах говорил: «Как и все скрипачи я горжусь тем, что его «Танец…» - первая серьезная работа. Композитор чувствует скрипку как настоящий мастер-виртуоз». В тяжелые годы Второй мировой войны заслуженное признание получила монументальная Вторая симфония. А в общей сложности, на счету Арама Хачатуряна более 50-ти напечатанных вокальных произведений, среди которых патриотические, народные, детские и популярные песни, романсы и концерные арии, музыка к драме «Маскарад» М.Ю.Лермонтова. В 1944 году на слова Сармена Хачатурян пишет музыку, ставшую на долгие годы Государственным гимном Советской Армении, - рассказывает научный сотрудник ереванского Дома-музея имени А.Хачатуряна Анна Арутюнян..

Феномен успеха величайшего армянского композитора тем разительней, что до 19-ти лет Арамик (так называли его дома) не только не учился музыке, но даже не знал нот. Он родился в простой семье переплетчика, где постоянно звучали мелодии народных песен и танцев. – Мальчишкой я убегал на чердак, чтобы выстукивать полюбившиеся ритмы на медном тазу. Эта моя первоначальная музыкальная деятельность доставляла мне неописуемое наслаждение, но одновременно приводила родителей в такое же неописуемое отчаяние, - вспоминал впоследствии Хачатурян. И когда родители купили для сына старенькое пианино, то это стало большим событием в его жизни: он начал на слух подбирать услышанные мелодии. В 1921 году Хачатурян уехал в Москву, где поступил на физико-математический факультет Московского университета. Но желание жить музыкой победило. Когда он пришел в Музыкальный техникум имени Гнесина ему было всего 19 лет. – Не имея никакой, даже элементарной теоретической подготовки, я смело предстал перед комисией и спел «жестокий» романс «Разбей бокал», чем вызвал улыбки экзаменаторов, - вспоминал много лет спустя Арам Ильич. А затем, увидев впервые в жизни виолончель, он просто сказал: «Я бы хотел учиться играть на этой большой скрипке». Вряд ли бы его зачислили после таких слов в музыкальное заведение, но экзаменаторы, видимо, уже тогда распознали в юном пареньке природное дарование и будущего маститого композитора мирового уровня. Первым, кто в музыкальном училище обратил внимание на одаренного студента был сам Михаил Гнесин. Большое влияние на его творчество оказал Сергей Прокофьев. Состоялось знакомство, переросшее затем в дружбу и с Рейнгольдом Глиэром. Символично, но именно Глиэр стал автором первого советского балета «Красный мак», а Хачатурян создал первый армянский балет «Счастье», за который был награжден орденом Ленина. В 1943 году за балет «Гаяне» он удостоился уже Сталинской премии первой степени – одной из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Среди его многочисленных званий и титулов стоит отметить звание «Заслуженного деятеля искусств Армении», которое он получил в 1938 году за музыкальное оформление к фильмам «Пепо» и «Зангезур». А в общей сложности он написал музыку более чем к 20-ти спектаклям и 25-ти кинофильмам.

О самом композиторе тоже снято немало фильмов. Так в середине 80-х годов прошлого века на широкий экран вышел цикл документальных фильмов, объединенных общим названием “Арам Хачатурян. Художник и гражданин” режиссера Сейрана Шахсуваряна. В 1985 году эта многосерийная полнометражная лента получила Большой приз (Гран-при) на Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов. – Съемки проходили в течение года в Москве. Значительное внимание в нашей картине уделялось непосредственно произведениям Арама Ильича. Мы снимали танцы из балетов “Гаяне” и “Спартак” в постановке Юрия Григоровича на сцене Большого театра с участием великой советской балерины Галины Улановой, - рассказывает о своем фильме С.Шахсуварян. Стоит заметить, что по истечении 30-ти лет фильм не лег на полки Госфильмофонда, а музыкальные сюжеты из него до сих пор транслируются не только на отечественных, но и на зарубежных телеканалах. Очень важно отметить, что в мае 2009 года состоялась долгожданная премьера балета «Спартак» в постановке народного артиста Советского Союза, балетмейстера Юрия Григоровича на ереванской сцене Национального театра оперы и балета им.Спендиарова. – Когда мне предложили поставить спектакль в Ереване, то я с огромной радостью согласился. Дело в том, что я очень люблю музыку Арама Ильича. Когда ее слышишь, не танцевать просто не возможно, - поделился своими впечатлениями Ю.Григорович. – Я работал с Хачатуряном. И было время, когда мы с ним даже планировали осуществить эту постановку на ереванской сцене. Но сделать этого по многим причинам тогда не удалось. И теперь я рад, что спустя много лет у меня наконец появилась возможность воплотить в жизнь то, что когда-то было нами задумано: вернуть балет армянского композитора армянскому зрителю


Наталья Оганова

Источник: NovostiNK.ru




Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Геворк Костанян: Даже если в Республиканской партии Армении останется только один человек, я буду вторым
Геворк Костанян: Даже если в Республиканской партии Армении останется только один человек, я буду вторым
Депутат Национального Собрания от фракции Республиканской партии...
Занимавший более 11 лет пост губернатора Армавирской области Армении Ашот Каграманян ушел в отставку
Занимавший более 11 лет пост губернатора Армавирской области Армении Ашот Каграманян ушел в отставку
Ашот Каграманян заявил, что в связи с изменением политической...
Министерство культуры исчерпало средства, выделенные на реализацию программ в июне-июле – Лилит Макунц
Министерство культуры исчерпало средства, выделенные на реализацию программ в июне-июле – Лилит Макунц
В министерстве культуры реализованы мероприятия, которые не...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал