Топ Новое

КОМИТАС – 150

27-12-2019, 19:01 Просмотров: Культура
КОМИТАС – 150


27 декабря 2019, 19:01 - NovostiNK
“В комитасовской песне армянский народ обрел и познал свою душу, свою духовную сущность. Варадапет Комитас явился началом, которое не знает конца. Он должен жить благодаря армянскому народу, армянский народ должен жить благодаря ему, как это было вчера, как это есть сегодня, как это будет во веки веков”.

ВАЗГЕН ПЕРВЫЙ

Католикос всех армян


Великий армянский композитор, фольклорист, певец, хормейстер, музыкальный и общественный деятель Комитас (наст. имя и фам. – СогомонСогомонян) родился 26 сентября (8 октября) 1869 года в городе Кутине (ныне – Кютахья) исторической Западной Армении, известном в мире своим фаянсовым искусством. Предки Комитаса, как и все кутинские армяне, эмигрировали еще в XVII веке из деревни ЦхнаГохтанского района – родины армянских випасанов – древних сказителей-рапсодов.

Младенцу не было и года, когда скончалась его мать – Тагуи.

«В 1876 году, — напишет он в своей автобиографии, — я впервые переступил порог школы. В нашем городе была лишь четырехклассная школа… По окончании этой школы в 1880 году я был послан отцом в Брусу для дальнейшего обучения. Но не прошло и года, как из-за смерти отца я должен был вернуться в наш город» .

Согомон остался круглым сиротой.

Благодаря чудесному голосу и редким музыкальным способностям он привлек внимание архимандрита ГеворгаДерцакяна, который в 1881 году направлялся в Эчмиадзин для принятия сана епископа. По поручению католикоса Геворга IV должен был привести с собой одного голосистого и музыкально одаренного мальчика-сироту для обучения в Эчмиадзинской духовной семинарии. Среди 20 сирот выбор молодого священика пал на маленького Согомона, чья жизнь в дальнейшем была тесно связана с армянской церковью.

Трудно переоценить ту огромную роль, которую сыграла армянская церковь в личной и творческой судьбе Согомона. Как признавался сам Комитас: “Если быудачанеулыбнулась мне и я не переехал бы сначала в Святой Эчмиадзин, а затем, благодаря моему бесценному меценату – господину Александру Манташяну – в Германию, то сегодня жил бы в родной Кутине и был бы сапожником, так как мой опекун, дядя Арутюн, тоже был сапожником” . Следует заметить, что нефтяной король Александр Иванович Манташев, выделявший талантливым армянским студентам стипендии для обучения за границей, финансировал учебу СогомонаСогомоняна в Германии по совету Католикоса всех армян Мкртича I Хримяна.

Именно в Эчмиадзине, в годы учебы в духовной семинарии определились основные направления дальнейшей деятельности Комитаса.

В 1893 году Согомон окончил Эчмиадзинскую духовную семинарию и, получив имя Комитас (по имени выдающегося армянского гимнотворца VII века), остался преподавать музыкальные предметы в этой академии и руководить соборным хором.

В 1895 году Комитас занимался теорией музыки в Тифлисе у классика армянской музыки, выпускника Петербургской консерватории, ученика Н.А. Римского-Корсакова, композитора Макара Григорьевича Екмаляна. По совету последнего, он переехал в Берлин, где жил и учился в 1896-99 годах, окончив частную консерваторию Рихарда Шмидта (композиция, хоровое дирижирование, пение) и университет (музыковедение и эстетика). Среди его преподавателей, помимо Р. Шмидта, были профессор Берлинского университета, основатель Международного музыкального общества и его председатель, автор многих трудов по музыкальному средневековью Оскар Флейшер, Готфрид Генрих Беллерман, певец, а впоследствии историк музыки, профессор Берлинского университета Макс Фридлендер.

В 1899 г. Комитас вернулся в Эчмиадзин, где занимался творчеством, собиранием народных песен, исследованием армянской музыки, концертной и педагогической деятельностью.

В 1910 году композитор переехал в Константинополь, где продолжил многостороннюю музыкальную деятельность и создал большую хоровую капеллу «Гусан».

В 1915 году, пережив ужасы Геноцида армян, организованного турецкими властями, Комитас тяжело заболел психически. Последние годы, неизлечимо больной, он провел в Париже, где скончался 22 октрября 1935 года. Похоронен в Ереване, в пантеоне деятелей науки и искусства парка имени Комитаса, 28 мая 1936 года.

Комитас – явление эпохальное, избранник армянской культуры, о котором писались и будут писаться многочисленные исследования, монографии, диссертации, сборники статей, мемуары, художественные произведения. В закладке основ и развитии комитасоведения значительную роль сыграл также Институт искусств НАН РА.

Комитас сыграл важнейшую роль в формировании и развитии национальной композиторской школы. Опираясь на достижения своих предшественников и богатый мировой опыт, он создал национальный стиль армянской музыки, произрастающий из армянской народной песни.

Его произведения, преимущественно вокальные, основанные на разработке народного материала, отразили страницы духовной жизни армянского народа. Среди них: для голоса и фортепиано – любовно-лирические, шуточные, плясовые и другие песни («Весна, но снег пошел», «Келе-келе», «Келер, цолер», «Ой, Назан» и др.), трагические монологи («Песня бездомного», «Абрикосовое дерево», «Журавль» и др.); в числе хоров без сопровождения – цикл трудовых поэм («Лорийскийоровел», «Песня плуга», «Песня гумна» и др.), развернутые обрядовые картины (Свадебные сюиты, «С утренним приветом» и др.); эпико-героические («Храбрецы Сипана», «Зар-зынгы»), пейзажные («Луна нежна», Ноктюрн), любовно-лирические циклы, Патараг (Литургия) и др. Комитасу принадлежат также миниатюры для фортепиано и другие инструментальные пьесы, сольные и хоровые обработки городских патриотических песен, незавершенные оперные сцены («Ануш», «Жертвы деликатности», «Сасунские богатыри»).

В своих произведениях, имеющих первоисточником фольклор и основанных на армянском народно-ладовом мышлении, Комитас открыл новые пути творческого использования народной музыки. Ярко национальное и новаторское творчество Комитаса является одной из самобытных страниц мирового музыкального искусства XX века.

“Думая о Комитасе, я начинаю полной грудью дышать воздухом Армении. Слушая его музыку, становлюсь мучающимся от жажды путником, который неустанно пьет из чистого родника. Музыка Комитаса – незамутненный источник, который столь же поэтичен, сколь и животворящ. Комитас был и остался величайшим моим учителем”— так отзывался о нем впоследствии Арам Ильич ХАЧАТУРЯН

Комитас спас от забвения песню армянского крестьянина. Его деяние в этой сфере сродни подвигу Месропа Маштоца. Композитору принадлежат также первые записи курдских народных песен.

Комитас был пропагандистом армянской музыки – апостолом армянской песни как в чужой среде, так и среди самих армян. Одной из целей его жизни было доказать миру, что у армян есть своя собственная музыка.

Большое просветительское значение имели его концерты и лекции в Закавказье и на Ближнем Востоке, пропагандировавшие народную музыку. Выступления Комитаса в городах Западной Европы (в том числе – на международных музыкальных конгрессах в Берлине и Париже) познакомили зарубежную музыкальную общественность с армянским искусством.

Советский композитор, педагог, общественный деятель Михаил ФабиановичГнесин как вспоминал о нем: «Комитас очень хорошо говорил по-русски. Узнав, что я был учеником Римского-Корсакова, он сказал мне, что преисполнен огромного уважения к этому художнику, и указал на кипу нот и книг на столе:
– Некоторые сочинения Римского-Корсакова и его учебник гармонии – мои настольные книги.

Это было мне, разумеется, чрезвычайно приятно слышать».

Высоко ценили и тепло отзывались о творчестве армянского композитора и деятели западное-европейского музыкального мира.

Гениальный композитор, пианист, дирижер, музыкальный критикКлод ДЕБЮССИ восклицал: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!». Он же признавался: «“Если бы Комитас написал только "Антуни", этого уже было бы достаточно, чтобы считать его великим художником”.

Французский музыковед, критикЛуи Лалуа после очередного концерта Комитаса признавался: “Никто меня не сможет обвинить в преувеличении, если скажу, что этот концерт был переворотом и своим свершением удивил нас. Из присутствующих никто, исключая тонких знатоков, не может представить красоту этого искусства, которое по существу не европейское, не восточное, а уникальное в своем роде. Эта музыка, богатая изобилием живых ритмов, и гибкая, будто течет из глубины сердца, как прохладная, чистая, сверкающая струя. В ней сверкает солнце, но не жаркое солнце Аравии и Персии, а скорее небесное, золотое свечение, тепло которого ласкает вершины снежных гор, зелень лесов, журчание ручейков”.

Немецкий музыковед, педагог Оскар Флейшнер, прослушав лекцию армянского композитора, отмечал: «... Лекция Комитаса об армянской духовной и народной музыке останется незабываемой. Это была первая такая лекция в Берлине, и я полагаю, что на сегодняшний день такого не было даже на Всемирной выставке в Париже».

Комитас был ученым-исследователем: он заложил основы современного армянского музыковедения, положил начало музыкальному фольклороведению и музыкальной медиевистике.

В своей педагогической деятельности Комитас придавал важное значение подготовке национальных музыкальных кадров. Заменив в Эчмиадзинскойдуховной семинарии Христoфора Кара-Мурзу, он, не откладывая в долгий ящик, ввел в практику европейскую нотопись, поскольку без этого невозможно было приобщить студентов к сокровищницам мировой музыкальной культуры. Величайшей мечтой Комитаса было сделать музыкальное образование доступным для армянских детей, и далее – дать молодым людям возможность стать профессиональными музыкантами. Его заветной мечтой была национальная консерватория.

Комитас был редкостным певцом. Этот дар он унаследовал от родителей: «Родня и с отцовской, и с материнской стороны была голосистой, – писал Комитас в автобиографии 1908 года. – Отец и его брат, Арутюн Согомонян, были известными в нашем городе певчими в церкви Св. Теодороса. Песни, сложенные моими отцом и матерью на турецком и с использованием турецкого мелоса – некоторые из них я записал в 1893 году уже на родине – с большим восторгом и по сей день поют старожилы нашего города» . В годы обучения в Берлине, точнее – в апреле 1899 года, Рихард Шмидт прослушал голос Комитаса и обнаружил, что он охватывает «весь диапазон от высокого тенора до нижнего баритона – 2-3/4 октавы, 20 нот», и что в его голосе «сплетаются гибкость тенора и мягкость баритона» . Спустя годы виолончелист Тиран Алексанян так откликнулся на выступление Комитаса: «Первый в мире певец — этот человек! Такого певца мне не доводилось слышать, он – музыкальный инструмент во плоти» .

Комитас был несравненным хормейстером. «Те, кто имел счастье быть учеником Комитаса либо петь в больших или малых организованных им хоровых коллективах, – вспоминал один из пяти его константинопольских воспитанников, известный музыковед и собиратель устного народного творчества МигранТумачян, – те видели, как он невзначай оброненным словом, или беглым намеком, или неожиданной мимикой объединял, настраивал, передавал им незабываемый вкус исполнения армянской песни по-армянски, от всего сердца. Точно так же, будь то во время общих репетиций с хором, или во время концерта, в самые торжественные его моменты, сверкающий многими талантами многострунный гений Комитаса вырывался вдруг из его телесной оболочки, как дух невидимый, и... витал в бесконечности» .

Итак, за время своей недолгой творческой жизни Комитас развернул многостороннюю и плодотворную деятельность, во многом предопределив дальнейшие пути развития армянской музыки.

С другой стороны, Комитас сам, как личность, привлекал к себе внимание деятелей литературы и искусства.

В частности, в армянской музыке появились посвященные ему произведения. Он – один из тех редких композиторов, чей образ нашел воплощение в музыкальном театре. В 1969 году Эдгар Оганесян написал балет «Антуни», либретто которого по мотивам «Реквиема» Егише Чаренца и «Несмолкаемой колокольни» Паруйра Севака сочинил артист балета и балетмейстер, Народный артист РСФСР Максим Мартиросян, который, кстати, и поставил спектакль. Сценическое оформление выполнили художники Минас Аветисян и Роберт Элибекян. Премьера балета состоялась 20 ноября 1969 года в Ереванском Государственном театре оперы и балета.

Зарубежный армянский композитор, хормейстер, педагог, музыкальный и общественный деятель АмбарцумПерперян в 1972 году написал «RequiemAeternam» (Памяти Комитаса) на основе одноименной поэмы Чаренца (текст – на армянском и английском языках). Произведение в 1975 году прозвучало в Детройте в исполнении профессионального американского хора и было тепло принято слушателями. В Ереване «Requiem» исполнялся под управлением композитора.
Образу Комитаса посвящены литературные произведения как в прозе, так и в стихотворной форме. Среди них особняком стоят «Несмолкаемая колокольня» Паруйра Севака и «RequiemAeternam» Егише Чаренца. Нужно отметить также «Песнь Комитасу» Гургена Маари, «Комитасу» НаириЗаряна, «Газелла Комитасу» ВаграмаАлазана, «Бейт Комитасу» Ованеса Шираза, «Комитасу» АмоСагияна, «Комитасу» Азата Вштуни, «На эшафот» Гегама Сарьяна, «Комитас» ВаагнаДавтяна и другие стихи и поэмы.

Комитас стал источником вдохновения и для многих поэтов, таких как Арсений Тарковский, Павло Тычина, Кайсын Кулиев...

Арсений Тарковский

Комитас

Ничего душа не хочет
И, не открывая глаз,
В небо смотрит и бормочет,
Как безумный Комитас.
Медленно идут светила
По спирали в вышине,
Будто их заговорила
Сила, спящая во мне.

Вся в крови моя рубаха,
Потому что и меня
Обдувает ветром страха
Стародавняя резня.

И опять Айя-Софии
Камень ходит подо мной,
И земля ступни босые
Обжигает мне золой.

Лазарь вышел из гробницы,
А ему и дела нет,
Что летит в его глазницы
Белый яблоневый цвет.

До утра в гортани воздух
Шелушится, как слюда,
И стоит в багровых звездах
Кривда Страшного суда.

Комитас способствовал также развитию армянского изобразительного искусства. К его образу обращались многие армянские художники и скульпторы как при жизни, так и после смерти композитора. Особого упоминания достойны полотна его друзей-современников – ГеворкаБашинджагяна, ФаносаТерлемезяна и Егише Тадевосяна. Со временем комитасовский цикл обогатился живописными и графическиими произведениями Мартироса Сарьяна, Геворка Григоряна (Джиотто), ЕрвандаКочара, Дмитрия Налбандяна, ГрачьиРухкяна, ОванесаЗардаряна, Акопа Акопяна, Сурена Сафаряна, ГригораХанджяна, Саргиса Мурадяна, Генриха Элибекяна, Рудольфа Хачатряна и многих других, а также скультурными работами ЕрвандаКочара, Ара Саргсяна, НикогайосаНикогосяна, Саркиса Багдасаряна, Хачатура Искандаряна, ГукасаЧубаряна, Ара Арутюняна, Арташеса Овсепяна, Арто Чакмакчяна, Левона Токмаджяна, Давида Ереванци и других. Статуи, увековечивающие память Комитаса, воздвигнуты в Ереване и Эчмиадзине, Париже и Детройте, Квебеке и Санкт-Петербурге.

Институтом искусств Национальной академии наук Армении издано Собрание сочинений Комитаса в 14 томах.

В 2015 году в Ереване открылся Музей-институт Комитаса. Имя Комитаса носят Ереванская государственная консерватория, Дом камерной музыки, Государственный квартет, а также проспект и сквер в Ереване, музыкальные школы и т.д.

Источник: NovostiNK




Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Подписка о невыезде: Товмасян отказался давать показания
Подписка о невыезде: Товмасян отказался давать показания
«Все это преследует политическую цель, а если это политический...
Первые выпускники трехмесячных бесплатных курсов по русскому языку
Первые выпускники трехмесячных бесплатных курсов по русскому языку
27 декабря праздничным мероприятием в Московском культурно-деловом...
Юбилейный год – 150 лет со дня рождения Комитаса и Ованеса Туманяна. Встреча российских и армянских ученых
Юбилейный год – 150 лет со дня рождения Комитаса и Ованеса Туманяна. Встреча российских и армянских ученых
В знаменательный для армянской культуры год двух юбилеев -150-летия...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал