Panorama.am представляет интервью с руководителем аналитического центра «Восканапат», политологом Грантом Мелик-Шахназаряном.
– Армения и Турция начинают диалог, направленный на нормализацию отношений. С этой целью стороны назначили спецпредставителей. Как Вы считаете, к каким результатам могут прийти Анкара и Ереван в конце этого процесса?– Нужно сказать, что власти Армении и Турции уже значительно продвинулись в деле установления отношений между двумя странами. Во всяком случае, очевидно, что процесс на самом деле протекает не там, как это представляется общественности. В противном случае, как трактовать тот факт, что власти Армении, опровергающие регулярно появляющуюся информацию о контактах с турецкими должностными лицами, вдруг с таким большим энтузиазмом воспринимают заявление министра иностранных дел Мевлюта Чавушоглу о нормализации отношений с Арменией и назначении с этой целью специального представителя, а буквально за несколько дней соразмерными шагами назначают Рубена Рубиняна спецпредставителем Еревана по диалогу Армения-Турция?
Понятно, что это не новый процесс, и, по большому счету, здесь уже все давно решено – Армения и Турция в ближайшее время объявят об установлении дипломатических отношений и открытии границ. Предварительных условий, по всей вероятности, не будет. Причина же проста: выдвинутые Турцией ранее предварительные условия, фактически, уже не актуальны: турецко-азербайджанский тандем одержал победу в 44-дневной войне, обороняемые территории Арцаха более не представляют большой угрозы для врага, Анкара и Баку сейчас решают совершенно другие задачи.
– МИД Армении заявил, что спецпредставителем Армении в рамках процесса диалога с Турцией будет вице-спикер парламента Рубен Рубинян. На Ваш взгляд, он подходящий кандидат для этого?– На мой взгляд, он был единственным кандидатом. Или одним из единичных. Понимаете, что у власти Пашиняна нет возможности выбора? В конце концов, действовать против государства и народа – нелегко. Слава Богу, таких фигур в Армении не так много. В этом причина того, что на разные посты Пашинян назначает не специалистов, а тех, кто соглашается занять эту должность.
Достаточно вспомнить только тот факт, что после окончания войны глава правительства РА месяцами не находил ни одного кандидата на пост министра иностранных дел. Вынужденно попытался назначить на эту должность секретаря Совета безопасности Армена Григоряна, но и это не вышло. Думаю, из-за внешнего давления. И сейчас интересы Армении на международных площадках представляет Арарат Мирзоян. Теперь, если Пашинян – премьер-министр, а Мирзоян – министр иностранных дел, то пусть Рубинян будет нашим спецпредставителем в процессе нормализации отношений с Турцией. В равно, ясно, что никто из вышеперечисленных не является защитником армянских интересов и не понимает, что значат вообще армянские интересы.
– Вы сказали, что Баку и Анкара сейчас решают совершенно иную проблему. Что Вы имеете в виду? Каковы приоритеты их региональной политики?– Если коротко, усиление турецкого фактора на Южном Кавказе. В результате 44-дневной войны Турция смогла стать военно-политическим фактором в нашем регионе. Поддержав Алиева в войне против Арцаха, правительство Эрдогана стало де-факто диктующим внешнюю политику и политику в сфере безопасности Азербайджана. Теперь Турция делает следующий шаг и, в буквальном смысле слова, приходит в Южный Кавказ. А для этого ей необходимы, как минимум, открытые границы, коммуникации, различная инфраструктура. Параллельно официальная Анкара сделает все возможное, чтобы сперва ослабить, а в будущем полностью нейтрализовать присутствие других геополитических акторов, особенно России, в нашем регионе. Не исключаю, что для решения этой задачи власти Турции через какое-то время начнут задабривать армянское общество. Так что прошу не удивляться, если скоро какие-то круги снова начнут убеждать наш народ, что турки уже не те, они цивилизованные и т. д.. Все это будет. Обязательно будет.