Почти 30-летний политической опыт постсоветского пространства предполагает три основных направления развития событий. Однако, в первую очередь необходимо отметить, что беларусское политическое руководство вполне способно использовать жесткий силовой сценарий для удержания власти. В этом плане у беларусских властей есть широкий опыт четырех президентских кампаний за последние 26 лет.
В протестном движении хорошо понимают, что беларусские власти будут решительны в использовании силового ресурса и избегают распространенной тактики удержания под контролем значимых общественных мест, как это было, например, в случае с палаточным городком «Евромайдана» в Киеве. Такие действия неизбежно вызовут жесткую ответную реакцию беларусских властей.
Сценарий №1: Лукашенко теряет самообладание и бежит из страны. Аналогично поступил украинский президент Янукович в феврале 2014 г. Признаков готовности Лукашенко к совершению подобного поступка пока не наблюдается.
Сценарий №2: Лукашенко утрачивает лояльность беларусских сил безопасности. Сообщения о переходе некоторых сотрудников милиции на сторону протестующих уже имели место в беларусской региональной повестке. Кроме того, неделю назад, отставной полковник военной разведки, уроженец Беларуси Владимир Бородач, в настоящее время проживающий в эмиграции в Германии оппозиционный активист, записал обращение к беларусским сила безопасности с призывом прекратить выполнение служебных обязанностей и перейти на сторону протестующих. По состоянию на 21 августа видеозапись набрала более 500 тыс. просмотров.
Сценарий №3: Лукашенко вынужден будет уйти в отставку лишившись поддержки зарубежных союзников, главным образом России. После недавнего телефонного разговора с Путиным, Лукашенко заявил, что россияне предложили ему «всестороннюю помощь в сфере безопасности». Кремль не может позволить себе выход стратегически значимой Беларуси из российской сферы влияния.
Однако политические демарши Минска в отношении Москвы за последние годы значительно участились. С позиций Кремля это, в первую очередь, торможение беларусским политическим руководством процесса глубинной интеграции двух стран в рамках «Союзного государства». Также россияне с неудовлетворением воспринимают позицию беларусских властей относительно международно-правового статуса Крыма. Таким образом, пространство для политических маневров в этом направлении у Москвы обширнее, чем у Минска.
Многие политологи считают, что общественно-политическая ситуация на Южном Кавказе и, в частности, в Армении и Арцахе прояснится после окончания военной операции России на Украине. Каково Ваше мнение?