В сознание армянского народа внедрена неправильная установка. Многие убеждены - если Армения признает Нагорно-Карабахскую республику (НКР), то непременно начнется война с Азербайджаном. Тогда как в реальности "сработает" совершенно противоположная схема - военные действия начнутся в случае, если независимость НКР не будет признана со стороны Армении.
Об этом заявил 14 июля юридический советник Съезда армянских беженцев из Азербайджана, специалист международного права Андриас Гукасян.
В случае признания независимости НКР, по его словам, между Арменией и Азербайджаном возникает проблема "спора и столкновения интересов".
"Если же есть спор, то и решать эту проблему необходимо в полном соответствии с международным правом - мирным путем, через обращение в суд и т.д.",- отметил эксперт.
Как он сказал, если НКР не будет признана армянским государством, то проблема останется в правовом поле Азербайджана, который может применить силу "для решения внутренней проблемы".
"Другой вопрос, если применение силы перейдет границы дозволенного, то мировое сообщество вправе вмешаться во внутренний процесс, что, собственно говоря, и происходит в Ливии", - заметил специалист международного права.
Обозначил эксперт также и "смещение в философии", доминирующей у армянской стороны в ходе переговоров по урегулированию карабахского конфликта.
По его мнению, власти Армении на всем протяжении переговорного процесса скованы ошибочным представлением о том, что "мы как маленькая нация не имеем права предпринимать резкие шаги в регионе, поскольку это может привести к нашему уничтожению, к жестким санкциям".
Следствием подобного подхода, по мнению Гукасяна, стало то, что основной задачей переговоров руководство Армении считало и считает заключение сделки.
"Все предложения Минской группы ОБСЕ также базируются не в правовом поле, а концентрируются на условиях заключения определенного соглашения - если вы поступите так, то мы сделаем это, и тому подобное", - пояснил правовед.
По его словам, в свое время команда президента Тер-Петросяна обсуждала вопрос вариантов пребывания НКР в составе Азербайджана - "автономия с широкими полномочиями, или же федеративное строение азербайджанского государства".
Эксперт считает, что на втором этапе переговорного процесса главенствовала идея обмена территорий, модератором которой выступал Роберт Кочарян.
Как он полагает, третий этап - это попытка президента Сержа Саргсяна реализовать программу постепенного отделение НКР.
"Каждый президент, который обслуживает ту или иную программу политической повестки, лично заинтересован в ее реализации, поскольку при удачном исходе укрепится его авторитет. Предусмотрены в этом процессе и определенные выгоды для государства в целом, так как решение многих существенных для страны проблем напрямую взаимосвязано с ходом карабахского урегулирования", - подчеркнул Гукасян.
Гукасян убежден, что подобные подходы и философия "сделки" обусловили нынешнюю позицию Азербайджана, который со стороны международного сообщества "наделен всеми правами", а поэтому и уверен - "вопрос Нагорного Карабаха не может быть решен без его разрешения".
"Продолжать процесс Минской группы ОБСЕ - это переливать из пустого в порожнее. От этого мы ничего не выигрываем. Необходимость резких и четких шагов продиктованы политическим и экономическим положением страны", - сказал юрист.
Единственно верным же выходом из "переговорного пространства с ограниченным выбором" Гукасян считает "легализацию Нагорного Карабаха и решение вопроса о присоединении НКР к России".
"Это не только возможно, но и очевидно. По существу, Россия не может иметь в этом вопросе иной позиции, чем та, которую она продемонстрировала в случае Абхазии и Южной Осетии", - сказал эксперт.
Он также подчеркнул, что универсальным подходом для формирования единой фундаментальной платформы России как в вопросе НКР и Приднестровья, так Абхазии и Южной Осетии может стать - "восстановление и защита прав национальных меньшинств, которые были нарушены в процессе развала СССР".
"И если будет проявлена политическая воля, достигнут консенсус политических сил Армении и НКР, отработаны совместные программы, то ситуация в регионе кардинальным образом изменится", - заключил Гукасян.