Топ Новое

Христианский мир готовится праздновать Пасху

19-04-2019, 13:30Просмотров:Фоторепортажи
      19 апреля 2019, 13:30 - NovostiNK
      Вновь появляется повод поговорить о важном. В январе христианская правозащитная благотворительная организация «Open Doors» («Открытые двери»), опубликовав свой ежегодный список «2019 World Watch List», определила Узбекистану 17-е из 50-ти мест - среди стран с «высоким» уровнем преследования христиан - и призвала объединиться в молитве за единоверцев, подвергающихся гонениям.

      Примечательно, что в декабре минувшего года США исключили Узбекистан из числа тех стран, в которых нарушаются религиозные свободы, перенеся в список «особого наблюдения». Оставив экспертам - политологам и религиоведам - их право квалифицировать опубликованный список по степени «безысходности» и политической мотивации, попробуем сопоставить глобальную реальность с правомерностью растиражированной оценки выражением объективной картины.
      Республика Узбекистан – светское государство, преобладающее большинство населения в котором (около 93%) - последователи Ислама, а христиане в качестве религиозного меньшинства значатся вторыми. Тот факт, что из 16-ти действующих в стране конфессий 11 являются христианскими, тоже вполне объяснимо: с древнейших времен этот регион - вследствие его географического расположения между Европой, Азией и Дальним Востоком - связывал судьбы мировой истории и становился «местом встреч» многих религий.

      В «Стране Индийской»

      «В древней Центральной Азии расцвет христианской веры начался уже с III века по Рождестве Христовом. Как известно, самый дальний из апостольских жребиев, определивших пути двенадцати учеников Спасителя, выпал святому Фоме Близнецу. Дух Божий указал ему для проповеди «страны Индийские», а таким понятием древние писатели, имевшие об Азии туманное представление, обозначали не одну Индию, а все государства Востока за пределами Римской империи. Святой Фома благовествовал не только «брахманам», то есть собственно индусам, но и «бактрам, гирканам, парфянам» - предкам современных народов Центральной Азии…», - читаем фрагмент монументального труда известного православного иерарха митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира «По стопам апостола Фомы. Христианство в Центральной Азии».

      И далее: «На земле Центральной Азии нашло посмертное упокоение нетленное тело святого апостола и евангелиста Матфея. Апостол Матфей, как известно, принял мученическую кончину за Христа в Сирии. Оттуда, по-видимому, еще во II или в III веке честные мощи апостола были унесены бежавшими от древнеримских гонений христианами в край, славившийся широкой веротерпимостью. Эта святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера ИссыкКуль, - весь христианский мир знал о ее местонахождении. На Каталанской карте мира, датированной 1375г., на северном берегу озера Иссык-Куль изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое ИссыкКуль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста». Впоследствии город, где находилась древняя армянская обитель, был затоплен водами озера. По местному преданию, наводнение было карой Божией горожанам за отказ в гостеприимстве и оскорбление какого-то святого странника», - продолжает свое повествование митрополит Владимир. Упоминание армянского монастыря и его обитателей, скорее всего, связано с тем, что Армения первой в мире приняла Христианство своей государственной религией – случилось это в 301 году, на 12 лет раньше принятия императором Константином Великим Миланского эдикта о веротерпимости, и что в составе первых миссионерских групп приверженцев новой религии - выходцев из Междуречья и Восточной Сирии, устремившихся на Восток от гонений на них в Римской империи и Сасанидском Иране, были и армяне.

      Исследования последних лет подтверждают также, что распространение христианства в Центральной Азии связано не только с гонениями на адептов новой веры, но и с торговлей на Великом шелковом пути, сердцем которого и связующим звеном Востока и Запада была территория нынешнего Узбекистана. Именно по его маршрутам на эту землю пришли и расселились христиане, иудеи, буддисты и манихеи, дополнив тем самым общую картину бытовавших в регионе различных национальностей, религиозных убеждений и самобытных культур.

      «…Эти трассы были местом оживленных встреч миссионеров, провозвестников всех мировых религий, родиной которых был Восток. Страстные проповеди и дискуссии звучали в городах и караван-сараях, при дворах правителей и в ставках кочевых народов. Здесь проповедовалось слово Божие, здесь воспринималось оно различными слоями общества». Как следствие, расцвет христианской веры в древней Центральной Азии, начавшийся уже с III века, «…привел к основанию мощных митрополий в Мерве и Самарканде, созданию знаменитого Хорезмийского (Хвалисского) архиепископства, провозглашению христианства государственной религией в огромной Эфталитской империи…»

      Широкое распространение христианства в доисламской Центральной Азии подтверждается материальными свидетельствами, найденными в Самарканде (Ургут), Хорезме, Бухаре, Ташкентской области, на берегу Сырдарьи и Амударьи. В своем труде «Золотая дорога до Самарканда» современный исследователь Вилфред Блант ( Wilfred Blunt) пишет об этом древнем городе: «Христианская община состояла здесь, как и в большинстве центральноазиатских стран, из сирийских якобитов, сирийских мелкитов и армян из Армянской Апостольской церкви», а археологи подтверждают, что в связи с учреждением в V-VII вв. христианской метрополии в Самарканде армяне создали здесь христианскую епархию и получили возможность свободно исповедовать собственную религию, а на городище старого Термеза они обнаружили христианский храмовый комплекс, построенный по канонам армянской церковной архитектуры VII-VIII вв. Развитие и процветание городов и городской жизни на маршрутах Великого шелкового пути было возможном лишь благодаря толерантности, гуманизму и миролюбию коренных народов и государственной власти. Очевидно, что сосуществование здесь на протяжении многих веков различных этносов, культур и вероисповеданий основано на менталитете узбекского народа, отличающегося добротой, миролюбием, щедростью души и религиозной терпимостью, а его наглядным подтверждением – наличие на территории современного Узбекистана множества культовых мест, являющихся святыми для представителей нескольких религий.
      Довольно значительное количество армянских ремесленников строителей, ювелиров, оружейников и каменотесов переселил в Самарканд Амир Тимур во второй половине XIV века. Тогда по указу великого правителя Армянская Церковь стала неотъемлемой частью духовной жизни армян в «столице великих ханов» (так летописцы средневековой Армении величали столицу Самарканд), подтверждение чему находим в книге испанского путешественника Рюи Гонзалеса де Клавихо. Во время второго похода Тимура из юго-западной Армении в Самарканд было переселено почти все ее население. Вместе с пленными армянами в Самарканд попал священник Карапет Джугаеци, который вскоре стал епископом местных христиан.

      Следующим этапом появления армян в регионе – вместе с развитием в Закаспии городских поселений, станет вторая половина XIX в. Причиной их перемещения из Зангезура, Карабаха и областей Западной Армении были как социальные, так и политические факторы. Значительное число тех армян трудилось на строительстве Закаспийской военной железной дороги, а в Самарканде они появились после того, как город стал конечным пунктом чрезвычайно важной по тем временам железнодорожной магистрали. Но, даже неустроенные и гонимые нуждой люди стремились сохранить свою самобытную культуру, язык и веру, а церковь стала их покровительницей и заступницей.

      Первая армянская церковь в Узбекистане того исторического периода была освящена во имя Пресвятой Богородицы (конец ХIХ в.) специальным кондаком Католикоса всех армян Мкртича-Айрика I Хримянца. В 1903г. в Ташкенте была построена церковь Сурб Рипсиме, в 1908г. была открыта церковь Святого Григория Просветителя в Самарканде, а в 1910г. воздвигнут храм в Коканде. В начале ХХ столетия Армянские очаги духовности появились в Андижане и Бухаре, а к 1917г. армянское население Туркестана уже превысило 20-тысячный рубеж.

      Однако, в первые годы Советской власти священников огульно обвиняли в национализме. Церкви повсеместно закрывались, имущество их конфисковывалось, а к началу 1940-х гг. по указу советских властей армянские очаги духовности прекратили свое существование; церковные здания переделывались и превращались в клубы и склады, а на протяжении последующих десятилетий советской действительности любые проявления национальных чувств в «самой читающей стране» будут оставаться под запретом.

      Логика новейшей реальности

      Возрождение Армянской Церкви в Узбекистане началось после обретения страной независимости, а день 20 августа 1995г. вошел в историю общины как день открытия возрожденной Самаркандской армянской церкви Святой Богородицы. Спустя несколько лет церковь отметила столетие своего существования, оставаясь, по-прежнему, единственной армянской церковью во всей Средней Азии. При поддержке государства и участии десятков меценатов 12 января 2007г. открылась и столичная церковь Святого Филиппоса.

      «История Церкви, - повествует митрополит Владимир на странице своей книги, - подобна Книге жизни, которую пишет Промысл Божий, незримо устрояющий судьбы человечества. Дерево не растет без корней, здание не строится без фундамента, и нельзя создать будущее без прошлого - корнями же дерева общества и фундаментом его здания является история. Азия - это «Ноев ковчег» самых разнообразных культур и народов, она несет в себе двухтысячелетний ресурс толерантности, и все азиатские вероисповедания почитают человека и добро как высшую ценность».

      Когда-то древнюю Центральную Азию историки прозвали «этническим котлом» - «слишком уж бурной и быстротекущей, почти неразличимой в своих связях и смещениях казалась жизнь племен и народностей в этом краю». В сущности, через века регион со всеми своими характерными особенностями и укладом жизни так и остается «этническим котлом», в котором продолжается диалог культур, а в ходе состоявшейся в 1995г. в Ташкенте международной христианско-мусульманской конференции «Совместно жить под одним небом» представитель Всемирного Совета Церквей Т.Митри назвал отношения православных христиан и мусульман в Центральной Азии «образцовыми для всего мира».

      Основной закон страны (ст. 31 Конституции РУз) - при всем ее этническом разнообразии - провозглашая отделение религии от государства, гарантирует свободу совести для всех граждан и равенство перед законом всех религиозных организаций, - их здесь насчитывается более двух тысяч. Гарантирует и осуществляет, что трудно сочетается со слезливо-паническими настроениями о наличии в стране «своих-чужих», с мыслью об угнетении в ней христиан, с «впадением в немилость» перед международными наблюдателями и с тем, что самая крупная религия, подарившая миру идею свободы, в наши дни являются самым гонимым религиозным сообществом на планете.

      «Христос присутствует во всех Церквях, хранящих апостольскую преемственность (имеются в виду Армянская Апостольская, Православная и Католическая Церкви. – прим. авт.) В стенах же Армянской церкви мы одновременно исповедуем веру в Христа и сохраняем наш народ, это один из ее приоритетов. Так уж всегда случалось на протяжении нашей долгой истории, что больше некому было этим заниматься. Как армянский священник я должен заботиться и о том, чтобы мои прихожане оставались армянами, соблюдали традиции нашего народа, и поэтому важно участие в совместных молитвах, особенно во время литургии, которая в армянской традиции зовется Патарагом. Сурб Патараг (Святая литургия – прим.авт.) – это общее таинство, а не личное. Недаром учитель Вселенской церкви Григор Нарекаци говорил, что на время литургии нужно прекращать войну. Прихожанин знает, что в церкви он молится и за себя, и за своих близких, и за всех остальных верующих, собравшихся в этих стенах. Через Христа верующие объединяются, становятся одной семьей, а церковные праздники давно приобрели статус национальных. Поэтому Господь сохранил и впредь сохранит наш народ», - делится своими мыслями Тер Ованнес Григорян. Исторические свидетельства подтверждают сказанные духовным пастырем армян Узбекистана слова: нигде в мире армянская община не могла долго сохраниться, не имея церкви. Церковь, а не государство, которое перестало существовать 600 лет назад вместе с падением последнего армянского Киликийского царства, сберегла национальную идентичность, веру отцов и стала главным и единственным объединяющим людей национальным фактором.

      И сегодня кто-то из местных армян впервые отправляется в путь, надеясь, что дорога нового дня непременно приведет его к широко открытой двери храма - это вовсе не проявление религиозного ренессанса. Отправляется порой отягощенным тем нелегким грузом, который привнес в восприятие Церкви минувший и наступивший век, болезненно сказавшиеся на нескольких поколениях «детей империи» - со всеми их прогрессивными и ущербными инновациями, рационализмом, критическими альтернативными воззрениями и подменой «гуманистическими» откровениями. Отправляется с надеждой обнаружить широко открытую дверь в храм, войти в нее, погрузиться в строгую церковную реальность, зажечь свечу у алтаря и, преклонив колени перед хачкаром, обрести самого себя. Армянская церковь, верная своей изначальной апостольской традиции, готовится отпраздновать Пасху.

      Георгий Сааков

      На снимках: Тер Ованнес Григорян, духовный наставник армян Узбекистана; внутреннее убранство Армянской апостольской церкви Св.Филиппоса в Ташкенте и Церкви Св.Богородицы в Самарканде

      Источник: NovostiNk.net

      Христианский мир готовится праздновать Пасху
      Христианский мир готовится праздновать Пасху
      Христианский мир готовится праздновать Пасху
      Христианский мир готовится праздновать Пасху
      Христианский мир готовится праздновать Пасху
      Христианский мир готовится праздновать Пасху
      Христианский мир готовится праздновать Пасху
      Христианский мир готовится праздновать Пасху
      Христианский мир готовится праздновать Пасху

       (голосов: 0)
      К 200 летию Федора Достоевского
      Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал