Топ Новое

Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания

6-11-2019, 13:04Просмотров:Фоторепортажи
      6 ноября 2019, 13:04 - NovostiNK
      Спектакль «С парнасской высоты тебе привет», поставленный по произведениям Ованеса Туманяна и привезенный из диаспоры в Ереван в конце октября, вызвал живой интерес у публики.

      Изначально он был сделан специально для парижской публики, а инициатором постановки выступила «Ассоциация основателей армянского театра во Франции» (AFTAF) - есть такое творческое объединение, история рождения которого по-своему интересна. В середине 90-х небольшая, но спаянная группа актеров тбилисского государственного армянского драматического театра им. Петроса Адамяна, являвшихся воспитанниками действующей при театре студии молодого актера и представлявших в то время костяк театра, переехала жить во Францию. Грустное, но вполне объяснимое явление нашего времени. В Париже все занимались своими делами, но не забывали ни театр, ни своего дорогого педагога по актерскому мастерству Левона Узуняна. Однажды Артур Хачоян, президент и художественный руководитель AFTAF, предложил Левону Акоповичу поставить с ними спектакль. Остановились на пьесе «Будьте здоровы» французского драматурга Пьера Шено, уже идущей в репертуаре адамяновского театра, а организацию всего рабочего процесса обеспечил А.Хачоян. Однако, режиссеру никак не удавалось приехать, и тогда появилась идея опробовать постановку по скайпу. Вполне возможно, что это был единственный из известных методов драматической постановки на расстоянии. Премьера спектакля по французской пьесе на армянском языке прошла в Париже в январе 2014г. Свое успешное дистанционное ноу-хау Л.Узунян продолжил с новой постановкой и вновь эксперимент успешно подтвердился.

      Случайная встреча и предложение о сотрудничестве от художественного руководителя тбилисского армянского драмтеатра Армена Баяндуряна, случившиеся в 1994г., определили дальнейшую судьбу коренного тбилисца кинорежиссера Левона Узуняна. Плодами его взаимного высокого чувства с родным театром, продолжающегося уже четверть века, являются более тридцати постановок, в т.ч. четыре спектакля по произведениям О.Туманяна: «Гикор», «Армянские сказки», «Царь Чахчах» и тот, что был показан в конце октября в Ереване.

      Спектакль поставлен по мотивам двух лирических поэм О.Туманяна «Поэт и Муза» и «Ануш», построенных и на истории личного тернистого жизненного пути поэта, и на трагедии любви девушки, не имевшей права в старые времена решать свою судьбу, следуя наперекор установленным традиционным нормам поведения и обычаям патриархальной деревни. Эту авторскую особенность отмечал и В. Брюсов, когда писал: «Наибольшей силы поэзия Туманяна достигает в лирических поэмах, где сказывается всестороннее знание народной жизни и живое проникновение в глубь народного духа. Для читателей знакомство с поэмой «Ануш» дает больше в познании современной Армении и ее жизни, чем могут дать толстые тома специальных исследований». Поэма была любимым жанром Туманяна и летом 1900г., находясь в высокогорном живописном Абастумане в Ахалцихе, в период небывалого творческого подъема он не только переписал почти заново «Ануш», но и создал свои гениальные поэмы «Парвана» и «Взятие крепости Тмук».

      Премьера «Парнаса» прошла в Ванадзоре 3 октября 2018г., во время XXIV международного фестиваля «Театральный Лори». Актеры Патриция Енгоян и Артур Хачоян, блистательно сыгравшие главные роли, были тепло встречены зрителем, а мастерская работа хореографа Анаит Назарян, художника по свету Теймураза Сухишвили и, конечно, автора сценической версии и режиссера-постановщика Л.Узуняна обеспечили спектаклю звание дипломанта авторитетного смотра, посвященного предстоящему юбилею О.Туманяна. Потом была премьера в Париже в июне 2019г. На парижской сцене спектакль, ставший ярким украшением юбилейной программы общенациональных мероприятий, прошел с большим успехом. Играли его в самом центре Парижа, на Монмартре, в театре Мишеля Галябру (Галябру был неизменным партнером Луи де Фюнеса в знаменитых полицейских сериалах – прим.авт.), расположенном рядом с прославленным «Мулен-Руж». 22 октября 2019г. спектакль «С парнасской высоты тебе привет» в очередной раз показали на сцене малого зала русского драмтеатра им. А.Грибоедова в Тбилиси, а 24 октября - в Ереване, в театре им.Мгера Мкртчяна. К слову, А.Хачоян и в этой работе взял на себя организацию всего процесса и подготовил сценографию, костюмы и музыкальное оформление спектакля. Так уж сложилось, что судьба спектакля пока отмечена лишь гастрольными показами, а не играли его лишь на сцене родного «майр-татрона». Связано это с тем, что еще в 2010г. суровая реальность подкатила к его подъезду и тбилисский армянский театр фактически прекратил свое существование. Не потому, что исчерпал себя, а из-за аварийного состояния здания. Начались годы скитаний, труппа многократно меняла площадки театров и домов культуры, не прекращая работу: ежегодно играли 60-70 спектаклей, ставили 4-5 новых постановок. Театр стал больше гастролировать не только по Грузии, но и за пределами страны; за девять лет неоднократно тепло принимался и в Ереване - здесь его спектакль в апреле нынешнего года в театре им. Г.Сундукяна посетил премьер-министр Армении Н.Пашинян.

      Туманян по-прежнему актуален. «Гений места» и больше чем поэт для армян, он остается маяком не только для осмысления прошлого в меркнущей памяти о «темных веках», но и для постижения настоящего. В нынешнем рациональном мире - со всеми его знаковыми приметами, культурными брендами, свободами и множеством насаждаемых извне альтернативных истин. Как тут не вспомнить одно из знаменитых четверостиший поэта:

      В наш мир, где тьма людей перебывала,
      Приходит всякий день людей немало,
      Чтоб опытом столетий пренебречь
      И путь извечный начинать сначала.

      Мы устали от серой неопределенности, от игр, в которые играем, от лжи, в которой нас вынуждают участвовать и в которой общественные и простые человеческие и семейные отношения в ряду ценностей ставятся под сомнение разного рода манипуляторами, именующими себя борцами с предрассудками. Теперь уже актуальной становится защита традиционной морали и нравственности от чересчур «прогрессивно мотивированной» Ануш, успевшей спустя столетие стать не нашим героем нашего времени в пространстве открывающихся мнимостей. И как опять же не у Туманяна, в его бессмертном наследии, находить ответы на волнующие нас вопросы и новую точку опоры вместо той, которая ослабла.

      Тем временем новый театральный сезон неизбежно и решительно ворвался в нашу жизнь, а публика ожидает новых откровений и из знаменитого очага Мельпомены. Один из влюбляющих в себя с первого взгляда тбилисских театров - адамяновский театр, основанный в 1856 г. и отметивший в нынешнем году 163 года, - он младше старейшего тбилисского академического русского драмтеатра им. А.Грибоедова всего на 11 лет. Единственный за пределами Армении профессиональный армянский театр, получивший в мае 1921г. статус государственного и пребывающий в нем поныне, в ожидании обретения нового крова. По словам худрука А.Баяндуряна, строящийся театр в колоритном районе Авлабара будет одним из самых красивых в Грузии, с двумя залами на 140 и на 470 мест и с 12 красивыми ложами - мэр Тбилиси Каха Каладзе и меценат Бидзина Иванишвили, финансирующий проект, обещают подарить новое здание армянскому театру в 2020 г. Но, главное, конечно, в людях. Они собираются, занимаются любимым делом и Туманян – как пример непостижимой высокой мысли – заряжает их новой энергией. Как однажды это случилось с композитором Арменом Тиграняном, создавшим первую армянскую национальную оперу «Ануш», Туманян в продолжающемся юбилейном году и всегда остается целителем и вполне современным и желанным источником вдохновения для художника….

      Осенним днем, в далеком далеке
      Печальный жаворонок на пеньке
      Все смотрит на лорийскую дорогу,
      Все ждет меня, в надежде и тоске.

      В общем-то, не может быть бывших адамяновцев, потому что и в Тбилиси, и в Париже они делают потрясающее дело несмотря на все возникающие в их жизни и работе трудности, шлют привет, поддерживая с парнасской высоты принципиально важный мост между Арменией и диаспорой. Лишь по их воле и по мановению их рук загорается свет рампы и на рукотворном островке армянской культуры «на дивных крыльях грез» начинает рождаться большое искусство на армянском языке, открывается новая неизведанная грань театральной вселенной, дарящая зрителю, не забывающему свои корни, глоток живительного воздуха и точки соприкосновения. «Клянусь Авроры сладостным лучом…»


      Георгий Сааков

      Источник: NovostiNK

      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания
      Тбилисский армянский театр в преддверии открытия нового здания

       (голосов: 0)
      К 200 летию Федора Достоевского
      Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал