Топ Новое

Трамп, Помпео и армянская Диаспора: как армяне могут воздействовать на Белый дом

26-03-2018, 09:00 Просмотров: Политика
Трамп, Помпео и армянская Диаспора: как армяне могут воздействовать на Белый дом
26 марта 2018, 09:00 - NovostiNK
Собеседник Первого Информационного – профессор факультета международных отношений Оксфордского университета, эксперт по вопросам России и Южного Кавказа, доктор политических наук Нейл Макфарлейн.

– Профессор, давайте начнем с американской политики. По вашему мнению, почему Трамп решил уволить Тиллерсона с поста государственного секретаря и выдвинуть кандидатуру Помпео? В случае назначения Помпео произойдут значительные изменения во внешней политике США, особенно на Южном Кавказе и в Иране?

– По сути, господин Трамп хочет продолжить свою дипломатию. Рекс Тиллерсон считал, что он Госсекретарь, который должен реализовать свою внешнюю политику. У них было много разногласий, и Трамп решил избавиться от него и сделал это. Почему он назначил Помпео? Потому что он доверяет ему, и Помпео верен Трампу. Я думаю, что Трамп считает, что Помпео будет гораздо более надежным, чем Тиллерсон, чтобы делать то, что он приказывает. Но я не думаю, что назначение Помпео вызовет серьезные изменения во внешней политике. Проблема Южного Кавказа заключается в том, что этот регион находится на низком уровне в приоритетах Госдепартамента, и каждый госсекретарь исходит из нынешней реальности. Господин Трамп учитывает ситуацию в Армении, Азербайджане и Грузии, но есть много других вопросов, волнующих его. Правительство США уже решило значительно сократить бюджет международной финансовой помощи другим странам. Это повлияет на весь мир.

Что касается Ирана, я думаю, что в этом вопросе произойдут изменения, потому что Тиллерсон считает, что если США подписали ядерное соглашение с Ираном, и Соединенные Штаты намерены поддержать это соглашение. А Трамп сказал, что это очень плохая сделка, и мы должны ее отменить.

– Хотя в январе Трамп решил продлить санкции против Ирана на 120 дней, что оставляет в силе ядерное соглашение и дает Белому дому и Конгрессу время установить новые ограничения на Иран.

– Да, есть некоторые технические проблемы. Трамп не мог принять такое решение в одиночку, поэтому он оставил решение на Конгресс, выходить из соглашения, или остаться.

– Иран является одним из ключевых пунктов внешней политики Трампа. Считаете ли вы, что это обстоятельство повышает значение Армении с точки зрения американской внешней политики, потому что у Армении уникальные дружеские отношения с Ираном, посольство США в Ереване является очень важным окном для иранских граждан во внешний мир?

– Да, но это всегда было так. Правительство Соединенных Штатов никогда не оказывало серьезного давления на Армению, чтобы изменить отношения Армении с Ираном. Я думаю, что Трамп также не будет оказывать давления. Очень легко объяснить даже господину Трампу, почему отношения с Ираном необходимы Армении, независимо от того, что делает Иран. Если мы не будем считать Грузию, Иран – ваш единственный сухопутный путь во внешний мир. Два выхода лучше, чем один. Экономические отношения с Ираном также очень важны для Армении. Экономика Армении и по сей день очень хрупка, а когда Армения только стала независимой, у нее не было экономики вообще, и двусторонние отношения с Ираном принесли большую пользу. Поэтому я думаю, все в порядке. Я не думаю, что в этом вопросе будут изменения.

– Тиллерсон дал некоторые обещания армянам, армяно-американской общине, конгрессменам о том, что будет работать с властями Армении и Азербайджана, чтобы найти мирное решение нагорно-карабахского конфликта, поддержит нормализацию армяно-турецких отношений, поможет Армении в вопросе сирийских беженцев, но так и не выполнил свои обещания. Помпей, который является политиком, будет более активным в этих вопросах?

– Это очень хороший вопрос. Будучи политиком, Помпео будет действовать таким образом, чтобы его шаги приносили ему пользу в первую очередь во внутриполитическом плане, и армянская диаспора играет здесь ключевую роль. Принимая подобные решения, он отвечает главным образом армянской общине, и пока армянская диаспора сохраняет свое влияние на американское правительство, это условие сохранится.

– Другим соседом Армении является Турция. Как вы знаете, президент Саргсян, наконец, принял решение аннулировать протоколы, подписанные с Турцией. Что вы можете ожидать после этого шага? Турция ответит каким-либо образом?

– У меня нет больших ожиданий. Турция очень занята. У них серьезные проблемы в Сирии, у них проблемы с курдами в Турции, у них проблемы с ЕС и Соединенными Штатами. Я не думаю, что отношения с Арменией сегодня являются приоритетом. Кроме того, неясно, как Турция может ответить на это решение. Эмбарго в отношении Армении будет сохранено, но также будет сохранено послабление ограничений на поездки в Турцию. Протоколы были мертвы еще в 2010-2011 годах, поэтому это решение не вносило реальных изменений. Это был лишь символический шаг.

– Кажется, что Армения не так важна для Турции или, по крайней мере, для президента Эрдогана. Что может заинтересовать Турцию в установлении отношений с Арменией?

– В отношениях Турция-Армения есть большая проблема, и это вопрос Нагорного Карабаха, но ни один фактор не влияет на урегулирование карабахского конфликта, и если Турция считает, что отношения с Арменией будут улучшены только в том случае, если решится карабахская проблема, то она не решится.

– Но Армения говорит, что вопрос Нагорного Карабаха не касается Турции, и в протоколах нет пункта по Карабаху.

– Да, Армения может сказать, что это не ваше дело, но это не влияет на позицию Турции. Я думаю, что самым серьезным препятствием Турции в отношениях между Турцией и Арменией является конфликт в Нагорном Карабахе и нерешенность этого вопроса. Если память мне не изменяет, в заключительном документе армяно-турецких протоколов о Нагорном Карабахе нет предусловий, и в этом причина, что армянская сторона не захотела или не могла продолжить этот процесс. На самом деле турецким лидерам очень трудно открыть границу и установить отношения с Арменией без урегулирования карабахской проблемы. Но Карабах на самом деле не заботит их. Они заинтересованы в внутренней политике и отношениях с Азербайджаном. В Турции есть очень влиятельное проазербайджанское лобби и день ото дня увеличивается поставка энергетических ресурсов из Азербайджана в Турцию. Турция увеличивает свою экономику и нуждается в энергетических ресурсах. Они могут получать газ из России, но я полагаю, что они не хотят быть слишком зависимыми от России.

– Как бы вы оценили переговорный процесс по нагорно-карабахскому вопросу? В России прошли президентские выборы. Национальное Собрание Армении избрало нового президента страны, а премьер-министр будет избран после перехода к парламентской модели управления. Президентские выборы пройдут в апреле в Азербайджане. Чего мы должны ожидать после процесса выборов, обострение конфликта или, наоборот, активизацию переговоров?

– Вы, конечно, лучше знаете внутреннюю политику Армении, чем я, но я думаю, что любому правительству будет сложно вести переговоры в случае компромиссного решения. Были предложены все возможные компромиссы, но они не дали никаких результатов. Я не думаю, что они могут работать сегодня. То же самое можно сказать и о правительстве Азербайджана. Обе страны вошли в тупик, и неясно, как решить эту проблему. Может быть, проблема будет решена, если русские передумают. Русские оказывают влияние на обе стороны, и если они изменят свои подходы, возможно, они смогут добиться прогресса в урегулировании конфликта. Но я не думаю, что выборы повлияют на мирные переговоры.

– На основании чего некоторые эксперты или, например, разведывательная служба США предсказывают войну между Арменией и Азербайджаном?

– Конечно, я не располагаю разведывательными данными. Возможно, они слышат разговоры конфликтующих сторон и лучше понимают ситуацию. Главная причина беспокойства заключается в том, что долгое время в зоне карабахского конфликта была относительная стабильность, а потом произошли апрельские события 2016 года, и это изменило ожидания людей. Люди поняли, что война может возобновиться. Растущая милитаризация обеих сторон также увеличивает угрозы войны, и многие считают, что война может начаться случайно. Лично у меня нет данных, указывающих на опасность возобновления войны, но это не значит, что я прав. Кстати, мне не нравится текущий статус-кво. Я хотел бы, чтобы проблема была решена в Карабахе, но я не вижу серьезных рисков обострения конфликта.

– Противостояние США и России и санкции США в отношении России могут затронуть такие страны, как Армения? Особенно интересны санкции США против российских военно-промышленных компаний. Посол США в Армении сказал, что закон о санкциях содержит положение, в соответствии с которым санкции могут применяться к тем странам или организациям, которые приобретут «значительные количества» оружия и боеприпасов из России. Считаете ли вы, что эти санкции могут ограничить поставки российского оружия конфликтующим сторонам и тем самым способствовать активизации мирного процесса?

– Нет, не думаю. Есть две причины. Одна внутриполитическая и снова относится к армянской общине. Как армянская община Калифорнии, Нью-Джерси или Массачусетс ответит на то заявление администрации Трампа о том, что Армения будет подвергаться санкциям, поскольку она покупает вооружение из Российской Федерации? Как вы думаете, как ваши друзья и родственники отреагируют на это в диаспоре?

– Отрицательно.

– Крайне отрицательно. И другая причина заключается в том, что с момента обретения независимости Соединенные Штаты поддерживают дружеские отношения с Арменией. Поставки оружия – непрерывный процесс. Это не новость. Соединенные Штаты установили хорошие отношения с Арменией, когда Армения не получала оружие из России, и развивала эти отношения как когда Армения получила небольшое количество оружия, так и когда она получала большое количество оружия. Почему США вдруг должны решить ослабить национальную безопасность Армении, не позволяя им импортировать оружие из России?

– В любом случае, как Армения должна позиционировать себя в рамках российско-американской конфронтации? Посол США говорит, что Соединенные Штаты не заставляют Армению делать выбор между Россией и Соединенными Штатами, но в любом случае это серьезная проблема.

– Это очень интересный вопрос. В декабре прошлого года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, осуждающую решение президента Соединенных Штатов Трампа перенести посольство США в Израиле в Иерусалим, и Соединенные Штаты оказали огромное давление на дружественные им страны, чтобы предотвратить принятие резолюции. Грузия, как и большинство других стран, решила воздержаться от того, чтобы поддерживать Соединенные Штаты или другую сторону. Они сказали, что если мы пойдем на эту сторону, мы будем отчуждены от Ближнего Востока, если в другую – нас будут отчуждать из Соединенных Штатов. Поэтому они решили стоять посередине. Если применим это сравнение к Армении в контексте российско-американских отношений, то станет ясно, что Армении удалось сохранить определенную дистанцию как от России, так и от Соединенных Штатов, и обе стороны приняли такой подход. Они приняли эту политику Армении, и в рамках хороших отношений, и в рамках плохих отношений. Поэтому я не думаю, что российско-американские отношения будут напрямую влиять на Армению.


Арам Саргсян


Источник: 1in.am



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Коррупционное лицо Армении, где «по бумагам все в порядке»
Коррупционное лицо Армении, где «по бумагам все в порядке»
Антикоррупционный орган Совета Европы – Группа государств по борьбе с...
Зарплаты и пенсии обязательно повысят, может быть – в 3301 году
Зарплаты и пенсии обязательно повысят, может быть – в 3301 году
Накануне премьер-министр Карен Карапетян, который посетил парламент,...
Москва может изменить стратегию и тактику в карабахском конфликте
Москва может изменить стратегию и тактику в карабахском конфликте
Опубликован отчет ОБСЕ по итогам 2017 года, в котором определенное...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал