Досрочные выборы в парламент Армении назначены на 9 декабря, и мало кто сомневается в том, что 67% голосов получит Гражданский договор Никола Пашиняна. Но уже сегодня дальновидные политики пытаются предугадать, что будет потом, после выборов.
Главным предметом беспокойства является, конечно, карабахская проблема в контексте внешней политики. Однако, постепенно обрастает мясом другой вопрос – поправки в Конституцию.
Глава делегаци ЕС в Армении Петр Свитальски заявил вчера, что Армении после выборов, наверное, придется пересмотреть Конституцию. В частности, он отметил, что ЕС поддержала конституционные реформы в Армении, сочтя позитивным переход к парламентской системе. Однако, в итоге оказалось, что в руках премьер-министра сосредоточено слишком много власти.
Свитальски указал еще на несколько каверзных вопросов, в том числе, участие диаспоры в формировании власти в Армении. Он считает, что Конституцию надо пересмотреть снова.
О том, что нынешняя Конституция писалась под Сержа Саркисяна, говорилось немало. Однако, аналитики отмечают, что нынешний Основной закон вполне устраивает новое правительство. Были момент, когда о поправках в Конституцию говорилось в контексте роспуска парламента, но Национальное собрание удалось распустить без поправок в Конституцию.
Есть ли необходимость в изменении Конституции? В Армении, безусловно, есть силы, которые хотели бы возвращения к президентской форме правления. Это было бы выгодно лицам, которые не имеют под собой политической платформы и уповают на финансовые и политические ресурсы. При нынешней парламентской системе без партии невозможно достичь власти. Именно это, судя по всему, остановило Роберта Кочаряна, который до выборов так и не смог создать политическую платформу.
Будут ли после выборов инициированы поправки в Конституцию и станет ли актуальной такая тема, как участие диаспоры в формировании власти в Армении? Попытки Сержа Саркисяна создать двупалатный парламент с участием представителей Диаспоры не увенчались успехом. Возможно, отому, что так и не нашли эффективный механизм избрания представителей диаспоры.
Никол Пашинян, говоря об Арцахском урегулировании, заявляет, что урегулирование – дело не только Армении и Арцаха, это национальный вопрос, и решение должно быть принято в общенациональном масштабе. Имеет ли он в виду создание некоего механизма участия диаспоры в принятии общенациональных решений? А конце концов, могут возникнуть и другие важные вопросы, например, касающиеся прав армян в Западной Армении. Механизм участия диаспоры в принятии решений должен быть выработан.
Наира АЙРУМЯН, Обозреватель