В серии различных наблюдений, делаемых в преддверии предстоящих парламентских выборов, часто заметная идея о временности или переходном характере нового парламента. В основе этого заложен тот аргумент, что через 1-2 года новый парламент не будет отражать общественную картину, следовательно, возникнет необходимость в новых выборах и новом парламенте. Во-первых, само собой нужно, конечно, констатировать то, что частые выборы – естественно, внеочередные, в случае парламентской модели госуправления – часто встречающееся явление. В этот самый момент у нас есть такой пример в Израиле, где произошедшее на днях столкновение с ХАМАСом и затем подписание соглашения о перемирии стало причиной развала правящей коалиции, и назначены внеочередные выборы. Причем, пример Израиля символичен в том смысле, что это находящийся значительно близко к Армении пример в плане такого ключевого понятия, как наличие необъявленной, но фактически продолжающейся войны. А это обстоятельство, как известно, всегда рассматривается как незаменимость стабильности, и мы часто бывали очевидцами оценок, что в Армении внеочередные политические развития приводят к дестабилизации, а это очень опасно для страны, находящейся в войне.
В действительности здесь было величайшее искажение: прежде всего, внеочередные выборы – всего лишь одно из звеньев политического процесса, часть цепи, целью которых является недопущение политических кризисов. То есть, внеочередные выборы – это не дестабилизация, а легитимная, правовая, конституционная возможность нейтрализации политического кризиса, именно отсутствие которой и создает предпосылки для дестабилизации, создает сильную внутреннюю напряженность, и, следовательно, спад сопротивляемости государства. С другой стороны, именно в этом контексте внеочередные выборы дают государству возможность для проявления гибкости, а если речь идет о таком государстве, которое имеет достаточно сложные и многоуровневые вызовы безопасности, то такой механизм гибкости может иметь чрезвычайно важное значение. В конце концов, в этом смысле и Израиль, и Армения – не США или Россия, или не Китай, где для маневра вовсе нет необходимости во внеочередных выборах. Это, так сказать, в виде некоторого аксиоматичного наблюдения, в плане разговора о механизме вообще.
Многие политологи считают, что общественно-политическая ситуация на Южном Кавказе и, в частности, в Армении и Арцахе прояснится после окончания военной операции России на Украине. Каково Ваше мнение?