Топ Новое

АРМЕНИЯ ИЗБРАЛА ПАРЛАМЕНТ БЕЗ ОППОЗИЦИИ

26-12-2018, 18:00 Просмотров: Политика
26 декабря 2018, 18:00 - NovostiNK
НА ЧТО ПОТРАТИТ ОГРОМНЫЙ КРЕДИТ ДОВЕРИЯ НОВАЯ ВЛАСТЬ?

Внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся в Армении 9 декабря, не принесли сенсаций. Блок «Мой шаг», возглавляемый харизматичным премьером Николом Пашиняном, одержал более чем убедительную победу, набрав более 70% голосов. На второе место ожидаемо вышла партия «Процветающая Армения», ведомая богатейшим бизнесменом страны Гагиком Царукяном. На третьей позиции – партия «Просвещенная Армения» во главе с близким соратником Пашиняна по «бархатной революции», выпускником Московского института коммерции и права 37-летним Эдмоном Марукяном.

АРМЕНИЯ ИЗБРАЛА ПАРЛАМЕНТ БЕЗ ОППОЗИЦИИ


Хотя показатели блока «Мой шаг» оказались на 10% ниже, чем на недавних выборах Совета старейшин Еревана, это никак не повлияет на тот факт, что глава исполнительной власти отныне будет полностью контролировать также и власть законодательную, что налагает на него огромную ответственность. Впрочем, об этом далее. Пока же отметим, что экс правящая Республиканская партия Армении (РПА) в новый парламент не попала, что также не является сенсацией. Забавно, однако, что за нее отдали голоса лишь около 59 тыс. избирателей, в то время как номинально по положению на январь 2017 года в партии состояло 158 тыс. 406 человек. И это является одним из наилучших подтверждений того, что на самом деле любые показатели, планы, широковещательные обещания и пр. были одной сплошной имитацией, не имеющей ничего общего с реальностью. Как считают некоторые пользователи соцсети «Фейсбук», республиканцы набрали столько голосов, сколько набирали всегда, а все остальное в прежние времена было обычной «накруткой».

На сей раз выборы прошли «справедливо и прозрачно», что признали даже проигравшие республиканцы, сразу же поздравившие победителей. Важно, что такую же оценку дали выборам и зарубежные наблюдатели. Так, находившийся в составе мониторинговой миссии СНГ член ЦИК России Николай Левичев, в частности, заявил: «Главный вывод, который я хочу подчеркнуть, – результаты выборов, безусловно, являются достоверными». Однако избирательная система нуждается в некоторых улучшениях, с чем, заметим, полностью согласна и новая власть. (Кстати, именно республиканцы, будучи парламентским большинством, провалили предложенные правительством Пашиняна изменения в Избирательный кодекс, что сыграло с ними злую шутку. Ведь эти изменения, помимо прочего, предусматривали снижение проходного барьера для партий с 5 до 3 процентов, и будь они приняты, РПА оказалась бы в Нацсобрании.) Высокую оценку выборам дали и наблюдатели БДИПЧ/ОБСЕ, руководитель которых, Урсула Гацек, заявила, что «в Армении по сей день не было таких выборов», а самые острые моменты предвыборного марафона «оставались в допустимых условиях оживленной предвыборной кампании».

Итак, премьер Никол Пашинян и его команда получили огромный кредит доверия. И очень важно, как они его используют. От этого, как отмечают не только эксперты, но и многие простые граждане, зависит, как долго будет управлять страной лидер «бархатной революции». Вопрос тем более актуален, что в новом Национальном собрании практически нет оппозиции. Правда, тот же Марукян уже объявил, что именно «Просвещенная Армения» станет ведущей оппозиционной силой, однако верится в это с трудом – как-никак, именно эта партия была одной из движущих сил произошедших перемен. И даже если между соратниками возникнут разногласия, что совсем не исключено, в стратегических вопросах они так или иначе продолжат быть единомышленниками. А уж в то, что роль оппозиции сможет играть «Процветающая Армения», не верит никто. Кстати, и сам Царукян подобного рода заявлений не делает, упирая больше на то, что, в первую очередь, станет вести деятельность, способствующую развитию национальной экономики. Впрочем, даже если представить, что указанные политические силы неожиданно превратятся в серьезную оппозицию, это никак не скажется на деятельности премьера и правительства, так как блок «Мой шаг» располагает в Нацсобрании абсолютным большинством мандатов.

Очевидно, что с первых же дней формирования нового парламента и правительства задачей властей должна стать коренная реформа экономических отношений в стране и действенная поддержка малого и среднего бизнеса. Прекрасно понимая это, Никол Пашинян сразу после подведения итогов голосования объявил, что «бархатная революция» переходит в следующую стадию – революцию «экономическую». По сути, это должно вылиться в существенные перемены законодательства, которые, во-первых, расширят возможности для ведения предпринимательства, а во-вторых, создадут гарантированные условия для привлечения зарубежных инвестиций. Последнее имеет критически важное значение, поскольку без привлечения существенных средств извне экономическая ситуация вряд ли ощутимо изменится. Ну и, разумеется, должна с прежней активностью продолжаться борьба с коррупцией (что изначально было важнейшим «козырем» реформаторов).

В отличие от перемен в экономике, которые по определению не могут произойти в мгновение ока, некоторые начальные шаги правительства, скорее всего, последуют уже в ближайшее время. В частности, Пашинян обещает кардинально сократить число министерств и количество чиновников, многие из которых, кстати, получили свои места по блату или за взятки. И это можно только приветствовать, но… Дело в том, что наряду с иными министерствами, видимо, будет упразднено и Министерство диаспоры. Взамен будет открыто небольшое подразделение в МИД. На наш взгляд, это стало бы не лучшим решением. Действительно, работа доселе существующего Миндиаспоры вызывает очень много вполне справедливых нареканий. Доказывать это нет нужды – российские армяне и сами прекрасно знают, что данная структура их вопросами практически не занимается. То же самое могут сказать и наши соотечественники в США, Европе, Южной Америке, на Ближнем Востоке… В самом деле, нельзя же считать серьезной деятельностью участие министерских чинов в тех или иных мероприятиях протокольного или культурного характера. Но означает ли это, что сама структура бесполезна? Думается, что при правильном подходе Министерство диаспоры могло бы не только сохраниться в составе правительства, но и стать одним из важнейших государственных ведомств страны – подобно министерствам обороны и иностранных дел. И работа его должна носить не только и не столько культурно-просветительский характер (важность чего никто не отрицает), но в первую очередь способствовать развитию торгово-экономических связей Армении со странами, где живет немалое число наших соотечественников. Потому что если уж говорить об инвестициях в национальную экономику, то очевидно – роль «первых ласточек» тут сыграют именно бизнесмены из диаспоры. И если их опыт окажется успешным, только тогда вслед за ними потянутся и другие серьезные предприниматели.

Нынешнее положение Армении таково, что любые реформаторские планы так или иначе упираются в проблематику регионального и шире – международного характера. Здесь, на первый взгляд, особых изменений ожидать как бы не следует. И сам премьер Пашинян, и упомянутый Эдмон Марукян не раз выступали с заявлениями о том, что Ереван намерен вести сбалансированную внешнюю политику. Будучи членом ОДКБ, Армения не стремится в НАТО, хотя принимает участие в ряде международных миротворческих миссий, в том числе и под эгидой Североатлантического альянса, сказал Пашинян на своей первой поствыборной пресс-конференции для иностранных журналистов. Будет продолжен курс на укрепление интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. А по словам Марукяна, которого цитирует «Sputnik Армения», «у нас (с Пашиняном. – А.Х.) изначально был консенсус по поводу того, что наш блок не является прозападной силой… Мы всегда говорили о том, что мы за нормальные отношения с Россией. За то, чтобы наши стратегические отношения не создавали вопросов ни в Армении, ни в России». Кстати, будучи в составе делегации Армении в ПАСЕ, Марукян сказал, что армянская сторона «выступает за возвращение российской делегации, потому что это «дом диалога». Российскую делегацию нельзя исключать». Впрочем, Ереван также очень ценит (и постоянно это подчеркивает) отношения с Евросоюзом, с которым имеет соглашение об ассоциации, заключенное еще прежними властями.

О том, что в сфере внешней политики и обороны ничего меняться не будет, свидетельствует и недавнее заявление премьер-министра, по словам которого, руководители МИД и Минобороны сохранят свои посты. Но дело в том, что решение внешнеполитических (как и внешнеэкономических) вопросов уже давным-давно упирается в нерешенность карабахской проблемы и деструктивную, воинственную позицию Азербайджана и поддерживающей его Турции. Правда, Пашинян в очередной раз сообщил, что готов восстановить отношения с Турцией «без предварительных условий» и что якобы к этому склоняются и в Анкаре. Последнее, впрочем, сомнительно, поскольку с турецкой стороны никаких намеков, свидетельствующих об изменении их позиции, не прозвучало.

В свете сказанного не может не сложиться устойчивое впечатление, что отсутствие реальной оппозиции, сосредоточивание в одних руках всех рычагов как законодательной, так и исполнительной власти необходимо нынешнему руководству страны, помимо прочего, отнюдь не в последнюю очередь для того, чтобы попытаться так или иначе встать на путь поэтапного разрешения карабахского вопроса. Это очень болезненная проблема, и не случайно свою деятельность в качестве главы правительства Никол Пашинян начал с того, что предложил восстановить прежний переговорный формат, включив в него и Нагорно-Карабахскую Республику, как то было до 1998 года. Баку на это предложение реагировал, как известно, крайне негативно. Тем не менее, сопредседатели Минской группы ОБСЕ нередко наносят визиты в Степанакерт, где ведут переговоры и консультации с «де-факто властями» Арцаха. И несколько раз с их стороны звучали осторожные намеки на то, что «на определенном этапе» продолжить переговорный процесс без НКР станет невозможно. Это естественно – решить судьбу карабахских армян без их участия (а значит, фактически за их спиной) нельзя. Так что Баку придется смириться с подобной перспективной. Но это, в свою очередь, означает, что разговор пойдет вокруг небезызвестных Мадридских принципов, предусматривающих «компромиссы» обеих сторон конфликта. Однако в Армении и НКР есть понимание того, что компромисс со стороны победителя – это не что иное, как уступка. А к уступкам, тем более таким болезненным, как, например, освобождение ряда районов «пояса безопасности» вокруг Карабаха, армянское общество пока явно не готово. И вопрос в том, сумеет ли Пашинян в той или иной степени повлиять на подобные общественные настроения.

В противном случае ситуация продолжит оставаться очень тяжелой. Ведь мы имеем дело с классическим замкнутым кругом. Нынешнее экономическое положение Армении, что бы кто ни говорил, в очень большой степени порождено самим фактом полувоенного положения страны и блокады границ. Да, к этому в немалой степени удалось приспособиться, однако думать о серьезных революционных прорывах, снижении уровня безработицы, репатриации десятков (если не сотен) тысяч людей, подавшихся на чужбину за куском хлеба, реальном повышении уровня и качества жизни не приходится, перемены к лучшему не могут быть особо ощутимыми. А для того, чтобы общественные настроения в отношении путей и методов решения конфликта стали постепенно трансформироваться, руководству нужны реальные успехи и достижения в хозяйственной жизни. Иначе харизма лидера померкнет и его подходы перестанут быть подходами большинства. И пока затруднительно представить, как именно революционная команда намерена решать этот основополагающий вопрос. Вполне вероятно, что и представления самой власти в этом отношении пока, мягко говоря, достаточно смутны.

Как бы то ни было, с избранием нового парламента время разговоров миновало, хотя слово «парламент» и происходит от французского «парле» («говорить»). Наступает время реальных дел. Причем становится дорог каждый день и каждый час – ведь граждане убедились, что они способны сменить власть. Помнить об этом – первейшая задача нового правительства, которое, видимо, начнет формироваться сразу после новогодних каникул.

Армен ХАНБАБЯН, Ереван


Источник: Газета «Ноев Ковчег»



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Процедура согласования кандидатуры генсека ОДКБ пока продолжается
Процедура согласования кандидатуры генсека ОДКБ пока продолжается
Процедура согласования кандидатуры генерального секретаря ОДКБ пока...
ИГ взяло на себя ответственность за атаку на МИД Ливии в Триполи
ИГ взяло на себя ответственность за атаку на МИД Ливии в Триполи
Террористическая группировка Исламское государство (ИГ, запрещена в...
Процедура согласования кандидатуры генсека ОДКБ пока продолжается
Процедура согласования кандидатуры генсека ОДКБ пока продолжается
Процедура согласования кандидатуры генерального секретаря ОДКБ пока...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал