Как мы уже сообщали, сенат США в начале января утвердил послов США в Армении и Азербайджане. Оба посла являются профессиональными дипломатами с большим опытом. По предложению президента Трампа, послом США в Ереване была назначена Линн Трейси (Lynne M. Tracy), а в Баку – Эрл Литценбергер (Earle Litzenberger).
Директор Аналитического совета Atlantic Council Вашингтона имени Дариуса Патрисиу, экс-посол США в Узбекистане и Украине Джон Хербст не ожидает каких-либо изменений после назначения новых послов в США. В беседе с
Первым Информационным Хербст подчеркнул, что оба посла являются умелыми и способными дипломатами и были назначены на этот пост, потому что наш регион продолжает оставаться в сфере интересов Вашингтона, однако он не заметил никаких признаков того, что в ближайшее время Вашингтон собирается изменить свою политику в отношении Еревана и Баку. Изменений, по мнению эксперта, следует ожидать не от американской политики, а от Армении, потому что наиболее интересными событиями сегодня являются события в нашем регионе, демократические реформы. И если этот демократический прогресс продолжится, отношения между Вашингтоном и Ереваном улучшатся.
– Господин Хербст, как бывший дипломат, что вы можете сказать об этих двух назначениях? Какие изменения нам следует ожидать в американской политике после этих назначений?– Конечно, мы хотим иметь послов как в Ереване, так и в Баку, поэтому Сенат утвердил их назначение. Оба являются умелыми и способными дипломатами. Но я не думаю, что после этих назначений Соединенные Штаты изменят свою политику в отношении Армении и Азербайджана или в более широком смысле на Южном Кавказе. Но регион остается в рамках интересов США.
– В ходе предыдущих слушаний наиболее известный демократ комитета Сената по иностранным делам Боб Менендес заставил Лиценбергера пообещать, что в случае военной риторики со стороны Азербайджана он призовет правительство Азербайджана воздержаться от угроз, которые ухудшают ситуацию на линии соприкосновения между Арцахом и Азербайджаном. Но мы очень хорошо знаем, что господин Лиценбергер имеет тесные связи с военными, он занимал руководящие посты в НАТО. И вспомним, что советник Трампа заявил, что Америка намерена продавать оружие Азербайджану, углублять военные связи с ним. Почему администрация Трампа решила назначить его послом США в Азербайджане?– Я не думаю, что биография Лиценбергера, тот факт, что он имел какую-то связь с НАТО, с военной сферой, является главной причиной, по которой выбрали именно его. В любом случае он очень сильный сотрудник дипломатической службы, который стал послом. Линн Трейс также является очень сильным сотрудником дипломатической службы. Я знаю ее. Я не считаю необходимым делать какие-либо выводы из того, что Лиценбергер был в контакте с военным сектором и работал в Военном колледже армии США (The United States Army War College). Многие из наших послов учились или работали в Военном колледже армии, но это не значит, что они военные эксперты. Как я уже сказал, я не ожидаю изменений в американской внешней политике. В течение последних шести недель у меня не было никаких обсуждений с высокопоставленными официальными лицами по вопросам Кавказа, но за это время я не заметил никаких признаков того, что Вашингтон собирается изменить свою политику в отношении Баку, Еревана или Тбилиси.
– Тем не менее, каких шагов нам следует ожидать от Соединенных Штатов, учитывая ситуацию в регионе, напряженные отношения с Ираном и Россией?– Самое интересное на данный момент – события, происходящие в регионе, в Армении – смена власти, новый лидер страны, обещания реформ. Люди ждут новых процессов в этой области. И, как вы знаете, мы считаем, что начало демократических реформ, демократия в Армении – это очень хорошо. И я думаю, что если этот прогресс, который мы наблюдали в последние месяцы, продолжится, вы увидите улучшение отношений между Вашингтоном и Ереваном.
– Вы подняли очень важный вопрос, потому что после внеочередных парламентских выборов в Армении Вашингтон очень положительно отреагировал на свободную и честную конкуренцию, выразив готовность работать с вновь избранным парламентом и новым правительством. А новоназначенный посол Линн Трейс пообещала поддержать демократические реформы в Армении. Стоит ли ожидать от США более практических шагов?– Я думаю, что возможно, что USAID предоставит большую поддержку Армении. И если Ереван заинтересован в реформах, Вашингтон будет только приветствовать это. Все это будет естественным развитием в свете происходящих в Армении событий.
– Я думаю, Вы также хорошо понимаете, что резкие перемены со стороны Армении во внешней политике очень рискованны, потому что Армения сверх меры зависит от России.– Да, высокопоставленные чиновники Армении не заявляли, что собираются менять внешнюю политику страны. Я знаю, что после того, как господин Пашинян стал руководителем страны, он поддерживает тесные связи с Путиным и Москвой и очень осторожно подходит к этому вопросу.
– То есть, Вы не думаете, что Армения в ближайшем будущем может изменить свою внешнеполитическую ориентацию и повернуться в сторону Запада?– Я думаю, что такой поворот может произойти много лет спустя. Я согласен с тем, что Кремль не особо взволнован демократическим прогрессом Армении, но Кремль не предпримет резкого и грубого шага в сторону Армении, если не произойдут значительные изменения во внешней политике Армении. Пашинян это понимает, поэтому заявил, что не планирует менять внешнюю политику страны. А в заявлениях по нагорно-карабахскому вопросу не было новых идей. Эта ситуация может со временем измениться, но я не думаю, что стоит ждать таких изменений сегодня. И Вашингтон в настоящий момент не ожидает таких изменений.
– Вы думаете, причина в подходах администрации Трампа?– Это может быть одной из причин, но даже американские эксперты, разработчики внешней политики страны, такие как заместитель госсекретаря по европейским и евразийским вопросам, другие официальные лица, которые хорошо знают регион и уже много лет занимаются этими вопросами, осознают, что изменения будут происходить очень медленно. Возможно, внутренние изменения в Армении будут происходить быстрее, но значительные изменения во внешней политике требуют времени.