Топ Новое

СУДЬБОНОСНЫЙ ВЫБОР АРМЕНИИ. МИЛИТАРИЗАЦИЯ

15-07-2022, 08:46 Просмотров: Политика
СУДЬБОНОСНЫЙ ВЫБОР АРМЕНИИ. МИЛИТАРИЗАЦИЯ

15 июля 2022, 08:46 - NovostiNK
В своих предыдущих двух статьях я попытался наметить перспективы консолидации армянства и модернизации (усовершенствования) двух ключевых основ судьбоносного выбора Армении и представить конкретные идеи их реализации. В этой статье я коснусь самого сложного столпа - милитаризации, поскольку именно она больше всего встречает сопротивление в разных слоях нашего общества, а в прошлом еще стала причиной того, что консолидация и созидание армян не получили желаемого импульса, а милитаризация, действительно, у многих ассоциировалась с войной.

До прихода к власти Никола Пашиняна, Армения была достаточно военизированной страной, по ряду критериев (например, по соотношению армия/население) она входила в пятерку наиболее военизированных стран мира, и на протяжении многих лет и десятилетий все общество несло на себе это бремя. Несмотря на такую укомплектованность, Армения проиграла в катастрофической 44-дневной войне, и шок от этого поражения побудил многих поставить под сомнение действующую до этого стратегию обороны и необходимость в перевооружении, в целом.

Неслучайно, что заведомо ложная и пустая идея об «эпохе мира», первоначально введенная в оборот Пашиняном, нашла такой положительный отклик в широких слоях общества. Пережив за три десятилетия две широкомасштабные войны, находясь в эпицентре этих хронических военных событий, не имея реального чувства безопасности, армянское общество более чем нуждается в мире и минимальном чувстве безопасности. И это справедливо.

Однако, возможен ли мир посредством демилитаризации, обеспечения безопасности нашим заклятым соседям, как представляет Пашинян, или нужно сделать прямо противоположное?

Пожалуй, именно в этом и есть величайшее противоречие, которое мы имеем с Пашиняном, и оно имеет глубинный, исторический характер. У каждой стороны есть свои аргументы, которые нуждаются в честном анализе.

"Доктрина мира" Пашиняна опирается на то, что два наших турецких соседа, по сравнению с нами, имеют большие военные и геополитические ресурсы разрядом выше, и противостояние с ними, в конце концов, приводит к поражению и постоянным потерям с армянской стороны, о чем свидетельствует исторический опыт. Поэтому, в долгосрочной перспективе армянское государство должно не пытаться конкурировать в военной сфере с нашими заклятыми соседями, а, удовлетворяя их «разумные» требования, найти стабильную и мирную модель сосуществования, скорее всего, под эгидой Европейского Союза.

Проанализируем эти утверждения по очереди. Во-первых, то, что турецкий тандем, априори, имеет больше ресурсов - не подлежит сомнению, однако, из этого не следует, что он способен беспрепятственно применять эти ресурсы против армянского государства, если последнее будет находиться в поле соответствующих союзнических договоренностей.

Яркое свидетельство этого - первая Арцахская война 1991-1994 годов, когда Турция, будучи скованной не только Россией, но и США, в течение трех лет войны не смогла непосредственно вовлечься в военные действия, “довольствуясь” только периодическими угрозами. Во-вторых, несмотря на то, что это - великая сила, ее применение в наступательных действиях, особенно против населенных пунктов, также имеет ограничения.

Неслучайно, что в 1918 году Османская армия, втрое превосходящая армянские силы, без труда продвигаясь по территории пустынной Западной Армении и за три месяца дойдя до подступов к Еревану, была разгромлена в Сардарапатской и Баш-Апаранской битвах, где к регулярной армии присоединилось армянское ополчение, которое защищало уже собственные дома и имело качественно иную мотивацию – велась борьба не за жизнь, а насмерть.

В-третьих, новейшая история имеет множество интересных примеров, когда маленькие страны, будучи военизированными и готовыми к войнам, успешно противостояли большим государствам.

Лучшим примером этого является Израиль, который в течение 25 лет после своего создания четыре раза вел войну с большим Египтом (и его союзниками) и четыре раза побеждал!

Также примерами могут являться героическое сопротивление маленькой Финляндии против Советского Союза в 1940 году, повсеместная мобилизация маленькой Швейцарии в 1941 году, которая предотвратила вторжение нацистской Германии, сопротивление Вьетнама вторжению в США и ряд подобных примеров, которые показывают, что в современных войнах обычный баланс военных сил не может предопределить исход войны, если одна сторона, хотя и небольшая, но сверхвооружена и сверхмотивирована, определенно, создаст непреодолимую головоломку для сильной стороны.

Последним аргументом Пашиняна является то, что нет необходимости вооружаться, если можно найти ключ к миру с турецким тандемом и иметь с ними такое же сосуществование, как у нас с другими нашими соседями - Ираном и Грузией.

Это было бы правильно, если бы Турция и Азербайджан были такими же государствами, какими являются Иран и Грузия, то есть не имели бы экспансионистских аппетитов по отношению к Армении и другим своим соседям. Однако, реальность прямо противоположна: Турция до сих пор продолжает утверждать, что должна восстановить былую славу и мощь Османской империи и, как минимум, восстановить в своем составе все ее туркоязычные территории.

По этой логике, турецкие войска находятся на севере Сирии (и собираются расширить свою зону контроля), периодически вторгаются в Северный Ирак. В Эгейском море имеют территориальные споры с Грецией, а в Грузии проводят активную экономическую экспансию, уже проглатывая Аджарию.

Если до 2020 года Турция довольствовалась «холодной» войной с Арменией, то в 44-дневной войне она стала открыто поддерживать Азербайджан и сыграла решающую роль в обеспечении исхода этой войны. Предполагать, что Турция этим будет удовлетворена, если рядом с ней будет слабая и демилитаризованная Армения, по меньшей мере, наивно, тем более, если учесть с каждым днем растущие империалистические устремления Турции.

Однако, если Турция часто скрывает эти амбиции под дипломатической риторикой, то ее младший брат, Азербайджан, даже не скрывает своих территориальных претензий к Армении. Азербайджан считает, что современная Республика Армения в 1918 году была создана на территориях бывших азербайджанских ханств. Еще в 1920 году на карте территориальных претензий, представленных в Лигу Наций, Азербайджанская Республика претендовала не только на Арцах и Нахичевань, но и на Сюник, Вайоц Дзор, восточную часть Гегаркуника, значительную часть Тавушской и Араратской областей. Если будем следовать этой карте, то от Армении останется половина нынешней территории.

Азербайджан и сегодня не скрывает этих амбиций и прекрасно осознает, что слабая и демилитаризованная Армения не сможет защитить свои территории, особенно в тех районах, которые малонаселены (Сюник, Вайоц Дзор, Гегаркуник).

Азербайджан уже в течение 2021 года применял технологии локальных вторжений на суверенную территорию Республики Армения и даже в условиях мирного договора продолжит этим и другими способами усиливать свое присутствие на нашей территории. То же самое попробует и в Арцахе, пользуясь наличием ряда уязвимых точек и слабостью или попустительством находящегося там миротворческого контингента.

Поэтому, как бы Пашинян ни утверждал, что он полон решимости открыть «эпоху мира» с нашими турецкими соседями, в лучшем случае, это будет эпоха мирного поглощения и отуречивания Армении (по примеру Аджарии), а в худшем случае, может сопровождаться также погромами и депортацией местного населения, как это было в Гадруте и Шуши. Действительность заключается в том, что без вооружения Армения обречена, однако, увеличение военного потенциала, по той схеме, которую применяли предыдущие власти, само по себе, также не является стабильным решением, и приведет к потере ресурсов без желаемого результата безопасности.

Увеличение оборонной мощи Армении нуждается в глубоко продуманной, системной структуре, об основных элементах которой я постараюсь говорить ниже, с надеждой дальнейшего развития этой темы.

Во-первых, начнем с того, что милитаризация (вооружение) не означает просто большую армию, а относится ко всем аспектам организации государства.

В военизированном государстве все структуры государственного и частного секторов должны иметь четкие планы по укреплению оборонительных возможностей в мирное время и выполнению задач во время военных действий.

Любой экономический, социальный или жилой объект должен иметь также военное значение и в случае войны должен быть способен служить целям обороны страны.

Жители страны должны с раннего возраста готовиться к ее защите. Это касается и воспитания их духа, и физической подготовки, и технических знаний, и, в конечном итоге, боевой подготовки, что приведет к тому, что в любой момент страна сможет иметь в своем распоряжении значительный боевой ресурс. Всем этим должно руководить государство, однако, частные структуры также должны быть активно привлечены для решения этих проблем. В вооруженном обществе спецслужбы должны уметь выполнять функции информирования военно-политического руководства страны, ведения военно-технической разведки, эффективной борьбы с действиями иностранных спецслужб, а при необходимости, и выполнения конкретно поставленных задач за пределами Армении. Должны быть решены задачи кибербезопасности и гибридных войн в экономической, политической, общественной областях и медиасфере. Эти проблемы должны быть решены с привлечением всех членов нашего общества.

В военизированной стране первостепенное значение имеет военная промышленность, она должна уметь создавать сложные системы управления ведения боевых действий и реально применять на поле боя, создавать системы залпового огня высокого уровня.

Это должно соответствовать не только требованиям собственной армии, но и стать конкурентоспособным в глобальном масштабе и обеспечивать экспортную прибыль стране (для сравнения, в 2021 году экспорт военной промышленности Израиля превысил весь совокупный объем экспорта Армении). В военизированном государстве меняется и роль армии. Во-первых, она становится ключевой структурой государства (так было в Армении в первые десять лет независимости), получает его постоянную поддержку, а армейские профессии становятся наиболее авторитетными в государственной системе и могут конкурировать также с частным сектором. Это возможно только в том случае, если армия технологически быстро перевооружится, армейские специальности вместо крови и пота начнут ассоциироваться с высокими технологиями, непрерывным развитием, приобретением универсальных навыков, которые после демобилизации могут быть эффективно применены и в повседневной жизни.

Более того, компании, осуществляющие свою деятельность в частном секторе, на рынке труда должны создать вакансии для бывших военных, предоставляя дополнительные гарантии, что после их увольнения они не только будут востребованы, но и смогут эффективно использовать свои знания и опыт (такая практика эффективно применяется в США и Израиле, где многие военные в отставке вовлекаются в военную промышленность, политику, бизнес). В военизированной стране обязательная срочная служба должна быть переориентирована на боевую подготовку и самообразование - посредством интенсивных тренировок и обучения необходимо добиваться не только совершенствования боевых способностей, но и параллельного приобретения таких смежных профессий и знаний, которые будут востребованы и в мирной жизни. Это, в первую очередь, касается математики и иностранных языков, к ним также могут быть выборочно добавлены языки программирования и управленческие навыки, которые позволят военнослужащим не только эффективно выполнять свои непосредственные боевые задачи, но и быстро интегрироваться после службы в мирную жизнь.

Этому также будут способствовать со стороны государства единовременные премии после демобилизации (в зависимости от эффективности службы), которые позволят демобилизовавшимся до перехода на работу или начала нового обучения иметь адаптационный период. Основную боевую силу армии должны составлять служащие по контракту, укомплектованные на добровольной основе, причем, эти договоры надо начинать заключать уже со срочниками после первого года прохождения их службы, исходя из того, на сколько они являются квалифицированными для долгосрочного выполнения боевых задач. Через год из того же состава должны быть выбраны сержанты, а лучшие из них через некоторое время, пройдя офицерские курсы, должны иметь возможность стать офицерами (такая практика действует в Израиле). Все военнослужащие-контрактники параллельно с боевой службой должны регулярно участвовать в учениях и проходить переподготовку, осваивая новую боевую технику и оперативно-тактические приемы. Средства, потраченные на учения, должны быть существенно увеличены.
Те военнослужащие срочной службы, которые демобилизуются, должны пополнить резерв, быть прикреплены к конкретным воинским частям (как правило, где они служили) и участвовать в ежегодных мобилизациях. Это дополнительное бремя для гражданского населения, однако, в военизированном государстве это необходимость и для этого же гражданского сектора - гарантия дополнительной безопасности.

На добровольной основе должен быть выделен активный резерв; активные резервисты должны являться его наиболее боеспособной частью, получать дополнительное вознаграждение от государства, иметь прикрепленное оружие и участвовать в мобилизации в несколько раз более интенсивно, а при необходимости, и первыми пополнять армию.

В военизированном государстве дополнительно подчеркивается и роль женщин в армии. Во многих современных военных профессиях женщины не уступают мужчинам, а в некоторых случаях и превосходят по своей результативности. Поэтому, армия должна активно их набирать, обеспечивать эффективные условия для боевой подготовки и службы. В Армении этот процесс уже начался и должен получить новый размах. Уважение и авторитет женщины-служащего должны постоянно расти, а государство должно обеспечить им дополнительные социальные гарантии, в частности, при рождении и воспитании детей.

Несмотря на то, что модернизация армии и организация военного дела - материал отдельной статьи (см. статью «Как увеличить военную мощь Армении», опубликованную ранее), тем не менее, здесь хотелось бы

просто отметить, что будущая армянская армия не обязательно должна быть многочисленной, но она обязана быть сверхтехнологичной. Численность армии Республики Армения может быть в пределах 50000 служащих, еще 10-12000 военнослужащих должны быть в Арцахе (в основном, из состава местных жителей), однако, эта армия должна иметь существенно различную от сегодняшнего дня структуру. 2/3 численности сегодняшней армии - пехота, причем, в основном, осуществляющая боевую охрану. Задачи боевой охраны в будущей армии должны быть повсеместно автоматизированы, а задействованный в ней персонал сокращен.

Более того, автоматизация, создание централизованной системы сетевого управления с применением искусственного интеллекта, превращение армии в единую, но при этом очень гибкую систему ударной разведки, должны стать новым способом ведения боевых действий на земле и в воздухе. При этом следует использовать методы децентрализации в управлении войсками, при которых каждая тактическая единица должна уметь самостоятельно выполнять задание. Пришло время, действительно, импортировать умение ставить задачи. Все солдаты, как в оперативно-тактическом смыслах, так и отдельные бойцы, должны обучаться, чтобы проводить как оборонительные, так и наступательные действия, однако, естественно, должны быть профессионалами в определенной специализации, должны быть и в некотором смысле отдельными специализированными единицами.

В рамках вышеуказанной единой системы необходимо решить проблему многоуровневой воздушной обороны как посредством пилотной авиации, так и с помощью беспилотных воздушных систем, в том числе и тех систем, которые используются как в групповом, так и в одиночном исполнении.

Опыт последних войн (включая 44-дневную войну и боевые действия в Украине) показывает, что технология войн необратимо меняется. В наступательных операциях на первый план выходят авиационные (включая беспилотные), дальние и точные средства поражения, прошедшая специальную подготовку и сформированная штурмовая пехота, а в оборонительных мерах подчеркивается важность строительства системы эшелонированных укреплений, что резко снижает эффективность различных средств атаки противника. А также важна многослойная противовоздушная оборона. В этом смысле, будущая армянская армия должна найти оптимальный баланс в развитии оборонительных и штурмовых средств, в зависимости также от имеющихся в ее распоряжении общих ресурсов и особенностей местности, в каждом случае делая упор на необходимость эффективной защиты армянских территорий.

Если вы дошли до этого абзаца, у вас возникнет вопрос: “Какими средствами все это нужно осуществить, ведь каждая предложенная идея имеет свою цену?” Сегодня Армения уже тратит около 4,5% своего валового продукта на оборонные нужды, это довольно высокий коэффициент по международным стандартам (следует отметить, что Россия и Турция тратят примерно одинаковую долю).

Милитаризация Армении также является трудным выбором, так как она потребует стабильного увеличения оборонных расходов, предположительно, в перспективе в размере до 7% валового продукта, что превышает сегодняшний уровень примерно на 50%”. Поскольку действующий государственный бюджет уже отягощён (хотя есть некоторые возможности для экономии, в частности, за счет оптимизации государственного аппарата и полиции), увеличение военных расходов возможно из трех источников:

а) увеличение государственных доходов, причем, адресных, именно для расходов на оборону (сегодняшние обязательные взносы в Фонд страхования военнослужащих являются хорошим примером этого);

б) привлечение адресных средств из диаспоры в виде инвестиций, а также посредством различных платных услуг в обмен на гражданство (например, право на участие в выборах в стране их проживания);

в) Безвозмездное или на льготных условиях содействие союзных государств. Здесь следует подчеркнуть важность расширения круга союзников и углубленное военно-техническое сотрудничество.

Если все это будет сделано по скоординированной, единой, долгосрочной стратегической логике, если со всеми нашими партнерами будет выстроен взаимовыгодный диалог, наши цели будут четкими для них, то рано или поздно мы сможем достичь необходимого уровня мобилизации ресурсов, как это было в случае с Израилем (еще один эффективный пример - Южная Корея).

Хорошей новостью является то, что все это было протестировано в маленьких масштабах: из диаспоры шли активные инвестиции в армянскую военную промышленность, дружественные нам страны периодически оказывали военно-техническую поддержку и население Армении, и армяне, живущее за рубежом, массово оказывали поддержку армии во время военных действий.

В Армении сегодня уже действует ряд военно-патриотических структур, которые также получают поддержку от бизнеса, ряд благотворительных фондов содействуют модернизации армии и т.д.

Как и в случае с образованием, многие механизмы уже проверены и функционируют, задача следующего этапа - их масштабирование и достижение системного результата. Для этого в Армении должна сформироваться новая власть, которая откажется от николовских «миролюбивых» иллюзий и, «закатав рукава», приступит к делу милитаризации страны.

Об этом - в будущих статьях, а до этого, пожалуйста, подумайте о том, что вы лично делаете сегодня, чтобы повысить обороноспособность нашего государства и что вы можете сделать в будущем из того обширного списка, который был представлен в этой статье, и который в реальной жизни гораздо более обширен и дает каждому из нас возможность лично, своими поступками, совершив реальные дела, защищать наше право на свободную жизнь в собственной стране?

Аветик Чалабян общественно- политический деятель

Источник: NovostiNK




Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
«Гражданский договор» не будет обращаться в Конституционный суд по вопросу лишения мандатов парламентской оппозиции
«Гражданский договор» не будет обращаться в Конституционный суд по вопросу лишения мандатов парламентской оппозиции
Парламентская фракция «Гражданский договор» не будет обращаться в...
Палата представителей США усложнила передачу Турции истребителей F-16
Палата представителей США усложнила передачу Турции истребителей F-16
Палата представителей США утвердила поправку к оборонному бюджету,...
«Гражданский договор» не будет обращаться в Конституционный суд по вопросу лишения мандатов парламентской оппозиции
«Гражданский договор» не будет обращаться в Конституционный суд по вопросу лишения мандатов парламентской оппозиции
Парламентская фракция «Гражданский договор» не будет обращаться в...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал