Топ Новое

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ В УЗБЕКИСТАНЕ

21-04-2014, 13:19 Просмотров: СНГ
ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ В УЗБЕКИСТАНЕ
21 апреля 2014, 13:19 - NovostiNK
Богослужениями в Ташкенте и Самарканде армяне Узбекистана отметили Светлый праздник Воскресения Христова. В пасхальный день 20 апреля пробраться в Церковь Святого Филлипоса в Ташкенте было непросто. Десятки прихожан расположились буквально «плечом к плечу» в помещении недавно реконструированного усилиями благотворителей и обретшего свой законченный вид Храма, внимали слову священника Тер Гарника Лорецяна, приобщались к таинству пришедшего к нам из глубины веков Священного Патарага. Настоятель ААЦ в Узбекистане огласил праздничное приветственное послание Католикоса всех армян Гарегина II. Чудесным подарком из Епархии Русской Православной Церкви, вызвавшим всеобщее ликование собравшихся, стала специально доставленная в церковь Св.Филлипоса лампада с Благодатным огнем. Накануне рейсом из Иерусалима святыню в Ташкент привез Глава Среднеазиатского митрополичьего округа РПЦ митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий.
Известно, что Армения, в начале IV века первая в мире принявшая христианство в качестве государственной религии, на протяжении долгой и трагической истории оставалась без государственного образования. Тогда лишь Армянская Апостольская Церковь выступала консолидирующим фактором для народа, вынужденного покидать родину.
Ранние сведения об армянских поселениях в Средней Азии относятся ко второй половине XIV века. Во времена Тамерлана по указу великого правителя Армянская Церковь стала неотъемлемой частью духовной жизни армян в «столице великих ханов» (так летописцы средневековой Армении величали столицу Самарканд).
Массовое переселение армян в Среднюю Азию началось вскоре после присоединения обширной территории к России. Уже в 70-х годах XIX века жители Зангезура, Арцаха и областей Западной Армении группами и в одиночку пересекали Каспийское море, двигаясь на восток. Это перемещение объяснялось не только экономическими, но и политическими причинами и именно церковь стала подлинным духовным стержнем национальной жизни «спюрка» («рассеянные по миру армяне») в Туркестане. В сферу ее интересов попадали как общенациональные проблемы, так и чисто бытовые вопросы, включая поддержку очагов просвещения.
Первая армянская церковь в Узбекистане, возведенная на средства купца Тадеоса Овсепяна, была освящена во имя Пресвятой Богородицы (конец ХIХ в.) специальным кондаком Католикоса всех армян Мкртыча-Айрика I Хримянца. В 1908г. была открыта церковь Святого Григория Просветителя в Самарканде, а в 1910г. воздвигнут храм в Коканде. Армянские очаги духовности, появившиеся в начале ХХ столетия в Ташкенте, Андижане и Бухаре, к началу 1940-х гг. по указу советских властей прекратили свое существование. Возрождение Армянской Церкви в Узбекистане начнется после обретения страной независимости. При поддержке государства и участии десятков меценатов и благотворителей всех возрастных категорий 20 августа 1995г. состоялась торжественная церемония освящения и открытия церкви Святой Богородицы в Самарканде, а 12 января 2007г. столичной церкви Святого Филиппоса.
Узбекистан по-прежнему остается многонациональной страной. Конституция страны гарантирует всем этническим формированиям равные права и свободы; в обществе демонстрируется уважительное отношение к религиозным чувствам верующих любых конфессий. «Самое большое достояние последних лет – это мир и стабильность, межнациональное и гражданское согласие в нашем общем доме. Понимание этой ценности и ее непреходящего значения с каждым днем растет в сознании наших людей», - отмечает президент страны Ислам Каримов, и с мнением главы государства невозможно не согласиться.
С древних времен различные цивилизации - мусульманская, христианская, иудейская, буддийская - не только тесно соседствовали на этой земле. Они дополняли друг друга, способствовали процессу взаимообогащения культур, а практика обеспечения толерантности в современном Узбекистане возведена в ранг государственной политики. Сегодня армяне Узбекистана с гордостью отмечают, что обеспечены всеми средствами для приобщения к родному языку, культуре и традициям армянского народа.
Многолюдную атмосферу в Храме, в котором проходило празднование Пасхи, можно наблюдать и во время празднования традиционных армянских праздников: Рождества, Трндеза, Вардавара и праздника Освящения винограда. С другой стороны, во время обычных воскресных богослужений прихожан насчитывается значительно меньше, что вполне объяснимо. Десятилетия активного воздействия на сознание граждан советской идеологии с ее повсеместным запретом на национальные духовные запросы негативно сказались на человеческой личности. Далее крушение советской системы породило вначале эру недоверия, а затем и эру равнодушия.
Как следствие, картина сегодняшнего дня такова, что из 45-55 тысяч этнических армян лишь несколько сотен нашли свою дорогу к истокам родника армянской духовности. Что касается остальных, то они либо приобщились к таким традиционным направлениям, как православие и католицизм, либо вовсе не пристали ни к каким берегам. Значительное число армян в диаспоре примкнули к разного толка «свидетелям» - сектантским образованиям, к которым в стране также проявляется лояльное отношение.
Привлечь человека в лоно родного этнического формирования – задача не из легких. Непростая она потому, что до сих пор неясно, кому более с руки этим заниматься – общинному объединению, тщетно пытающемуся обучить своих чад родному языку или церкви, активно критикуемой сегодня за пассивность по отношению к происходящему. А может все же постараться проявить совместные усилия?
История армян такова, что может быть наглядной иллюстрацией к знаменитому латинскому определению: «Vita non est vivere, sed valere» («Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы проявлять мужество»).
Противостоять привнесенным со стороны «ценностям» может лишь накопленное веками богатое культурное наследие нашего народа, умело донесенное до пылкого человеческого сердца.
Քրիստոս Հարեավ ի մեռելոց: Օրհնեալ է Հարությունը Քրիստոսի:
Пасха Христова – торжество высшей справедливости для всех христиан. Это возможность для каждого отрока не только убедиться, что спасение души действительно возможно, но и открыть для себя родную Церковь - место, где тебя всегда любят и ждут. Пробить стену недоверия и нерешительности, прикоснуться к живительному роднику армянской идентичности - многовековой традиции своего народа. Пожелать друг другу, нашим братьям и сестрам в Сирии, других уголках планеты, всем людям Доброй Воли мира и благоденствия.

Источник NovostiNK.ru
Георгий Сааков






Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Золотой фонд прессы 2014 в «Ноевом Ковчеге»
Золотой фонд прессы 2014 в «Ноевом Ковчеге»
Два дня, 16 и 17 апреля в Москве проходил Деловой форум и конкурс...
Памяти Гранта Варданяна
Памяти Гранта Варданяна
В редакцию NovostiNK.ru поступило письмо от главы Союза политологов...
«Акульи плавники» для Airbus A320
«Акульи плавники» для Airbus A320
Парк Аэрофлота пополнил второй Airbus A320 самой передовой...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал