Топ Новое

Армения: стоит ли экономику делать заложницей политических интриг?

30-07-2017, 17:45 Просмотров: Армения сегодня
Армения: стоит ли экономику делать заложницей политических интриг?

30 июля 2017, 17:45 - NovostiNK
Президент Серж Саргсян дал пространное интервью частному публичному телеканалу «Армения», в котором высказал ряд тезисов о ключевых моментах внутренней и внешней политики страны, а также по вопросам безопасности. Наблюдатели обратили внимание на следующие важные пассажи:

- у страны достаточно оружия для того, чтобы использовать боевые возможности собственной армии для ликвидации опасности, которая угрожает Нагорному Карабаху и Республике Армении (конечно, имеется в виду угроза со стороны Азербайджана);

- в Армении нет личностно-централизованной власти, и С. Саргсян еще не принял решения по поводу своего политического будущего. Речь идёт о том, займет или не займет он пост премьер-министра в апреле 2018 г. после завершения срока своей второй президентской легислатуры;

- президент полностью поддерживает концепцию «нация-армия», которую выдвинул минувшей осенью министр обороны страны Виген Саркисян;

- осенью нынешнего года может состояться встреча президентов Армении и Азербайджана при посредничестве России. Ереван готов к разумным компромиссам в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, но не к односторонним уступкам. Суть принципиальных позиций в следующем: реализация права на самоопределение Нагорного Карабаха, наличие наземной границы / связи Армении и Нагорного Карабаха, надежные гарантии безопасности непризнанной Нагорно-Карабахской республики.

Президент С. Саргсян также позитивно оценил работу правительства во главе с Кареном Карапетяном и выразил ему свою поддержку. Оценивая российско-армянские отношения, самой болезненной стороной он назвал поставки российского оружия Азербайджану. Вместе с тем С. Саргсян ясно дал понять, что считает опасными и неприемлемыми заявления и призывы о необходимости пересмотра отношений с РФ из-за поставок российского оружия соседней стране.

Все вышеупомянутые посылы имеют различных адресатов, однако главный внутренний месседж касался ситуации с правительством и возможным будущим премьерством самого С. Саргсяна. Именно этот вопрос является ключевым для внутриполитических процессов в Армении, но на него пока не дано исчерпывающего ответа.

В то же время президент обозначил важный аспект, сказав, что «своего кандидата на пост премьера выдвинет сила, обладающая большинством в парламенте». Конечно, речь идет о Республиканской партии Армении (РПА), которая контролирует 58 мандатов из 105 (еще 7 мандатов принадлежит традиционной армянской партии АРФ-Дашнакцутюн, которая является младшим коалиционным партнером республиканцев). Таким образом, президент дал понять, что вопрос о том, кто будет ответственным за политику Армении в апреле 2018 г., - это дело чисто внутрипартийное и общественность никак не может повлиять на этот процесс. Видимо, предполагается, что своё слово избиратели уже сказали на парламентских выборах в минувшем апреле.

Вся интрига сказанного президентом в том, что он является председателем РПА, а премьер-министр – его первым заместителем. При этом С. Саргсян, разумеется, не участвовал в парламентских выборах ни в какой роли. Но еще более интересное – форма участия премьер-министра, который не баллотировался, однако принимал самое активное участие в агитационной кампании в пользу РПА во время выборов. По большому счету именно К. Карапетяну в условиях низкой популярности действующих властей республиканцы обязаны своим сегодняшним большинством в парламенте. Тем не менее судьба премьерского кресла в ближней перспективе (имеется в виду апрель 2018 г.) всё-таки остаётся не до конца прояснённой.

В этой ситуации было бы разумно обратиться к результатам работы правительства. К сожалению, подробная статистика по итогам первого полугодия пока отсутствует, но некоторые имеющиеся сведения внушают определенный оптимизм, что объективно усиливает позиции премьера. В частности, индекс роста потребительских цен по итогам первых 6 месяцев продолжает оставаться низким, всего 1,2 %. Согласно оперативной информации из официальных источников, общий объем инвестиций Армении (включая портфельные) к концу I квартала составил $516 млн. с годовым ростом на 40%. Инвестиции из Великобритании, Ливана, Кипра и Канады были направлены в горнорудную отрасль, сферу туризма, энергокомплекс, ИТ-сектор и сферу связи.

По данным Национальной статистической службы Армении, в 2016 г. объём общих иностранных инвестиций сократился на 31,1% – до 81.6 млрд. драмов (около 170 млн. долларов), из коих 62.7 млрд. драмов (около 130 млн. долларов) составили прямые иностранные инвестиции с годовым спадом на 9,7%.

Министр финансов Вардан Арамян сделал сенсационное заявление, в котором признал наличие в республике олигополии (тип рыночной структуры, в которой доминирует ограниченное количество фирм и, по сути, отсутствует конкуренция. – Ред.). «В условиях олигопольного рынка будет сложно достичь желаемых темпов роста», – заявил он журналистам в ходе обсуждений программы среднесрочных расходов РА на 2018-2020 гг.

В связи с этим напомним, что 13 июля парламент Армении одобрил исполнение бюджета за 2016 г. Одобрил, несмотря на то что расходные статьи были зафиксированы на уровне в 1 трлн. 377 млрд. драмов, а доходные – 1 трлн. 186,3 млрд. драмов. Тем не менее по итогам года рост ВВП составил 0,2-0,3%, но запланированный в госбюджете уровень дефицита был превышен на 2%. Для того чтобы ситуация не повторилась, предполагается снижение уровня дефицита бюджета и повышение налоговых поступлений в бюджет ежегодно на 0,3-0,4% ВВП. Таким образом, налицо стремление правительства проводить жесткую фискальную политику и вообще повысить финансовую дисциплину в стране. Удастся это или нет – другой разговор.

Предполагается, что при сохранении обменного курса 1 доллар США = 480 драм, ВВП на душу населения в стране в 2020 г. составит $4700 вместо нынешних примерно $3500. Эти амбициозные планы нужно будет еще подтвердить делами, и в то же время они – некий ориентир, пусть и не самый высокий, который впервые был представлен общественному мнению.

13 июля в ходе встречи с министром экономического развития и инвестиций Суреном Караяном представитель китайской машиностроительной корпорации China Machinery Engineering Corporation Джеймс Донг заявил, что корпорация намерена осуществить в Армении масштабные инвестиции в строительный сектор и энергетику. С. Караян представил перспективы осуществления инвестиций в эти отрасли. В частности, он изложил программу строительства транспортного коридора «Север-Юг». Министр также рассказал о преимуществах строящейся в приграничном с Ираном Сюнике свободной экономической зоны.

Отметим в скобках, что это сообщение вызвало тревогу в некоторых ведущих российских СМИ. Так, в «НГ» отмечается, что в ЕАЭС в последние годы происходят примечательные, но нежелательные изменения: почти все участники проекта переориентируют свою экономическую активность с России на Китай, в том числе и Армения.

Возвращаясь к СЭЗ на границе Армении и Ирана, отметим, что Министерство экономического развития и инвестиций системно и последовательно продвигает её создание. Несмотря на то, что инфраструктура еще не построена и ряд правовых вопросов остается открытым, уже есть многочисленные заявки от различных компаний, которые изъявили желание начать работы в СЭЗ – более 10 компаний из России, есть также из Ирана и Европы. По оценкам Минэкономики, эксплуатация СЭЗ позволит создать 2,5 тыс. рабочих мест и увеличить экспорт из Армении на 30%.

По мнению той части армянских экономистов, которые лоббировали членство страны в Евразийском экономическом союзе, это возымело на экономику Армении положительное действие. Что касается проблем, то они продолжают оставаться достаточно серьезными, и часть из них носит не только чисто экономический, но и политический характер: высокий уровень коррупции, завышенный приблизительно на 20% курс драма по отношению к бивалютной корзине, высокая ставка кредитования бизнеса, что приводит к ослаблению конкурентоспособности армянских товаров, внешний долг страны, который продолжает расти. По уточненным данным за 2016 г., он составил 5,9 млрд. долларов, или же 56,7% от ВВП.

Таким образом, несмотря на успехи, налицо немало серьезных проблем, которые могут быть использованы во внутривластной борьбе против премьер-министра К. Карапетяна и его команды. Все это предвещает острое соперничество за власть в апреле будущего года, а может, и раньше.


Саркис МАРТИРОСЯН


Источник: РИТМ ЕВРАЗИИ



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
Бывший министр финансов Израиля Яир Лапид предлагает признать Геноцид армян
Бывший министр финансов Израиля Яир Лапид предлагает признать Геноцид армян
Лидер партии Yesh Atid, бывший министр финансов Израиля Яир Лапид...
Жертвами обрушившейся крыши семинарии в Пакистане стали шесть учащихся
Жертвами обрушившейся крыши семинарии в Пакистане стали шесть учащихся
По меньшей мере шесть воспитанников погибли, еще 12 ранены после...
Эксперт: Солнечные станции могут быть эффективны и в Араратской долине
Эксперт: Солнечные станции могут быть эффективны и в Араратской долине
Солнечные станции могут быть эффективны и в Араратской долине. Об...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал