Шесть причин для владения страной Национальными авиаперевозчиками1) Нужно понимать и учитывать, что все аэропорты, где нет базовых авиакомпаний, или интересов в Армении, не смогут, или не захотят иметь воздушную связь с Арменией.
Следовательно, без наличия в аэропорту «Звартноц» (и любом другом) одной или нескольких базовых авиакомпаний, какой была «Армавиа», невозможно выстроить нормальную маршрутную сеть, отвечающую требованиям спроса населения и потребностям экономики страны.
2) На тех направлениях, где полеты выполняется только одной авиакомпанией, из-за отсутствия конкуренции, цены на авиаперевозки намного возрастут. Следовательно, а подобных направлениях, базовая, армянская, компания, работая на паритетных условиях, составила бы конкуренцию иностранному перевозчику и стоимость авиаперевозок была бы меньше.
3) Наличие базового авиаперевозчика позволило бы гибко реагировать на сезонные и прочие колебания спроса на авиаперевозки, вводить новые регулярные и чартерные рейсы, в том числе в составе различных форм международных соглашений (альянсы, пулы и пр.)
4) Наличие базового авиаперевозчика (авиаперевозчиков) позволило бы оставлять в Армении до половины всей выручки от всех продаж авиаперевозок, в то время, как без него, они полностью уходят в доход иностранных авиакомпаний и государств.
И, наконец, о национальной безопасности:
5) При любой угрозе военных действий в Армении, все иностранные авиаперевозчики немедленно прекратят полеты в ее аэропорты, выполняя требования безопасности, указанные в страховых документах их воздушных судов...Со всеми вытекающими для граждан и экономики Армении последствиями.
6) При любой угрозе военных действий в Армении, или стихийных бедствиях, ее гражданская авиация переводится в мобилизационное положение и обеспечивает своими возможностями все необходимые для страны транспортные и пассажирские авиаперевозки (землетрясение 1988 г, события в Сумгаите, Карабахская война).
Дмитрий Атбашьян
бывший начальник ГУГА, заслуженный авиатор Армении