Отсутствие содержательного, глубинного веттинга диктует обеспечение максимальной прозрачности в процессе избрания судей, начиная с отбора кадров и кандидатов. Подобное мнение выразил
NovostiNK руководитель ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.
“Только таким образом, в условиях и в результате не проведения веттинга, государство способно нейтрализовать влияние довольно серьезных факторов на предстоящие кадровые назначения в судебно-правовой системе Армении. Риски назначений неприемлемых для общества сегодня крайне высоки. И лишь публичные и прозрачные процессы способны предотвратить теневое влияние данных факторов на процессы избрания судей”, - подчеркнул он.
Правозащитник затруднился дать прогноз относительно окончательного состава Конституционного суда в результате выдвижения кандидатов президента Армении. Однако, подчеркнул, что процессы, посредством которых кандидаты выдвигаются, в частности, правительством, безусловно, не способны повысить доверие общества в отношении КС.
В этом свете, согласно Сакунцу, примером для других структур формирования процессов по выбору кандидата в судьи КС в первую очередь должно было служить именно правительство. Особенно в условиях, когда тот же президент Армении согласно закону обеспечивать публичность процесса выдвижения своих кандидатов не обязан. Пример правительства, согласно правозащитнику, существенно изменил бы атмосферу, обстановку и как следствие содержание данных процессов.
“Ответственность правительства за проведение прозрачных, публичных выборов судей от начала до конца непосредственна и определяющая. Тем не менее, оно выдвинуло своих кандидатов в результате процесса, не имеющего ничего общего с прозрачностью и публичностью. Аналогичным образом поступил Общий совет судей. Так же может поступить президент. К сожалению, на примере определения кандидатур судей сегодня приходится констатировать отступление от принципов публичного, прозрачного и подотчетного управления”, - подытожил правозащитник.
Давид Степанян