Топ Новое

АРМЕНИЯ И ИЗРАИЛЬ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

7-09-2017, 19:00 Просмотров: Политика
7 сентября 2017, 19:00 - NovostiNK
Армения и Израиль имеют много общего на пути исторического развития двух древних народов, внесших неоценимый вклад в развитие мировой истории, культуры, экономики, политики. И евреи, и армяне, будучи автохтонными народами Ближнего Востока и Передней Азии, на своем многотысячелетнем пути сталкивались со многими испытаниями и вызовами, внешними нашествиями и потерей национальной государственности. И как следствие, внешняя агрессия, с одной стороны, а также предприимчивость и стремление к совершенству – с другой приводили к массовому исходу евреев и армян из пределов исторической родины и появлению массовой этнической диаспоры в различных странах мира.

АРМЕНИЯ И ИЗРАИЛЬ: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА


Так, в период вавилонского пленения часть депортированных евреев из Северного Израильского царства поселилась в пределах Армении, а в годы правления царя Ерванда IV в столице Армении Армавире (а затем в Ервандашате) имелось крупное еврейское поселение. Политику переселения евреев в пределы Армении продолжили и другие цари (например, Тигран II Великий и его сын Артавазд). Часть еврейских поселенцев со временем после принятия Арменией христианства христианизировалась и подверглась, как ни странно для евреев, арменизации, другие же (в частности, ванские евреи) сохранили свою верность иудаизму. Евреи в Армении развивали ремесла и торговлю, строили города, которые сохраняли эллинистический облик. Не случайно Иосиф Флавий отмечал, что евреям в Армении живется хорошо. Согласно Мовсесу Хоренаци, род Багратуни, давший впоследствии две царские династии – армянскую и грузинскую, произошел от евреев, плененных и переселенных после завоевания Израильского царства в пределы Армении. С падением же Армении под ударами Сасанидов стабильность и процветание армянского царства, а вместе с ним и еврейской общины закончились и начался новый этап депортации и угнетения. В ХI–XIV вв. еврейские общины достаточно эффективно развивались и в Киликийской Армении на берегу Средиземного моря.

После принятия в 301 г. Арменией христианства в ранг государственной религии множество армянских паломников стали посещать Иерусалим. Армянские нахарарские (княжеские) дома и епископские престолы, заботясь о постоялых дворах в Иерусалиме для паломников из числа своей паствы, начали строить там множество монастырей, число которых в VI в. достигло 70. В 381?г. создается Иерусалимская Патриархия Армянской Апостольской Церкви, и с тех пор в Иерусалиме сформировалась крупная армянская община.

В ХХ в. армяне и евреи прошли через ужасные трагедии, оказавшись при этом перед угрозой исчезновения. Они стали жертвами политики геноцида, осуществленной властями Османской империи против армян на этнической территории армян и нацистской Германии против евреев в пределах оккупированной Европы. Трагедии армянского Мец Егерна и еврейского холокоста оказали особое воздействие на ход армянской и еврейской истории. Прежде всего, это невосполнимые потери в виде миллионных физических жертв (более 2 млн уничтоженных армян на рубеже ХIX–ХХ вв. и около 6 млн убитых евреев в годы Второй мировой войны), огромный материальный (сотни миллиардов долл. США), моральный и культурный ущерб.

Однако в этих двух крупных трагедиях армянского и еврейского народов существует определенное политическое различие. В частности, геноцид армян совершался на исконной территории армян и сопровождался массовым уничтожением и изгнанием автохтонного (коренного) армянского народа из пределов своей исторической родины. В итоге народ с территорией превратился в народ-изгнанник. Геноцид еврейского народа был осуществлен на территории нацистской Германии и в оккупированной фашистами Европе, то есть вне пределов исторической родины евреев. По итогам же Второй мировой войны Нюрнбергский процесс не только осудил преступления нацистского режима, но и принял решение о возрождении еврейского национального Государства Израиль и обязал Германию выплачивать евреям репарации. Армянского же Нюрнберга так и не случилось.

Поэтому политические требования армян о признании геноцида властями современной Турции, являющимися правопреемниками Османской империи, в корне отличаются от требований евреев по отношению к Германии. Иными словами, суть армянских требований означает возврат территорий Западной и Южной Армении современной Армении или воссоздание на этих этнических территориях новой армянской государственности (например, Западной Армянской Республики). Евреи же не могли предъявить немцам требование о возврате территорий, поскольку Германия не совершала холокост в пределах исторического Израиля. Данную разницу прекрасно понимают и турки, и евреи, и все остальные.

В числе существующих противоречий между армянами и евреями сохраняется тайна о возможном соучастии части криптоевреев (денме) в организации геноцида армян в Османской империи якобы с целью недопущения возрождения армянского государства в Малой Азии на развалинах Османской империи, что могло привести к стратегическому союзу армян с великими державами – Россией, Великобританией, Францией и США, к возникновению нового ключевого геополитического центра в лице независимой Армении в стратегически важном регионе Ближнего Востока (Малой Азии) и Кавказа, обладающего конкурентными возможностями в экономике и серьезными стратегическими территориями с выходом в Черное и Средиземное моря.

Сторонники данной версии отмечают также, что в 1920 г. еврейские лоббисты в Республиканской партии США в этих целях не допустили предоставления конгрессом США политических и военных возможностей для реализации мандата президента США (демократа) Вудро Вильсона на Армению, что привело к очередной турецкой агрессии и падению Первой Республики Армения. В итоге Севрский мир 1920 г. и Арбитражное решение президента США В. Вильсона, решавшие армянский вопрос путем образования независимой Армении с выходом в Черное море и территорией порядка 160 тыс. км, сменились на Лозаннский мир 1923 г., исключивший из повестки само упоминание армянского вопроса.

Так ли это было на самом деле и какова степень участия сионистских лидеров в данной тайной дипломатии – остается вопросом, которым могут заниматься историки. Политика же, учитывая уроки истории, не должна оставаться в плену исторических сюжетов. На всех этапах истории соотношения интересов диктуют политикам правила определения политического курса и вероятного сотрудничества с теми или другими силами.

Сионисты в те годы исходили из своих прагматичных национальных интересов и стремились малыми жертвами при серьезных политико-экономических возможностях мирового еврейского капитала достичь заветных целей получения национального очага в пределах Палестины (программа-минимум «Всемирной сионистской организации» – ВСО) и, наконец, возрождения национального Государства Израиль (программа-максимум ВСО). При этом, в отличие от армян, евреи на рубеже ХIX–ХХ вв. не имели значительного количественного и качественного представительства этнической диаспоры в той же Палестине, но они смогли решить вопрос первой алии (массовой репатриации) после неудачных переговоров президента ВСО Теодора Герцля с султаном Абдул-Гамидом II через успех младотурецкой революции и смены режима в Османской империи, сделав ставку на Германию и абвер.

Армяне же, обладая значительной численностью и экономическим капиталом в самой Османской Турции, стали жертвами геополитических противоречий ведущих держав того времени, ибо позволили втянуть себя в чьи-то провокации и ограничились революционной борьбой во главе с партией «Дашнакцутюн». Именно поэтому в современный период особо важно изучение армянского и еврейского опыта политической борьбы за возрождение национального государства в условиях кризиса империй, острой геополитической конкуренции и важной роли этнической, идеологической, политической и финансовой самоорганизации.

Еврейский мир через сохранение иудаизма создал политическую идеологию сионизма, вооружил свой народ этническим самосознанием, создал «Всемирную сионистскую организацию» и определил курс возрождения Израиля. Армяне не меньше евреев обладали солидным капиталом в Османской и Российской империях, сохранили верность Армянской Апостольской Церкви, но не смогли выработать приемлемую для нации и ее элиты идеологию панарменизма, пошли по пути партийного разделения и не образовали единого национального органа. В итоге армяне, обладая влиянием в среде тех же турецких политиков, не смогли с ними договориться о главном – о сохранении национального генофонда, были втянуты в революционные игры и оказались жертвами кровавой политики геноцида.

Вместе с тем, трудно возразить тем же еврейским экспертам и политикам, которые справедливо утверждают, что немалую роль в защите интересов армян и освещении армянской трагедии сыграли те же евреи и особенно такие ключевые фигуры, как посол США в Стамбуле Генри Моргентау, российский дипломат Осип Мандельштам, австрийский писатель Франц Верфель, польский юрист Рудольф Лемке. Еврейский мир (в Израиле и диаспоре) и ныне сохраняет определенную поддержку Армении в борьбе за независимость Нагорного Карабаха и признание геноцида армян. Однако отношение еврейской общественности с научной мыслью не всегда сочетается с политическими интересами того же Израиля и соответствующих зарубежных влиятельных еврейских организаций по армянскому вопросу.

Известно, что во второй половине ХХ в. часть армянских политических организаций Спюрка (включая и боевые) выступали на стороне арабских стран и ХАМАС против Израиля. В Ливане и Сирии боевики ASALA не только проходили подготовку в соответствующих базах и лагерях, но и принимали участие в боевых действиях против Армии обороны Израиля на стороне того же ХАМАС, ООП и «Хезболлы». Соответствующие армянские силы поддерживали политику Ирана и названных арабских стран в отношении Израиля. Почему так происходило?

Возможно, многие из них оставались под влиянием исторических стереотипов о роли сионистов в трагедии геноцида армян, может, позиция еврейских лоббистских организаций в том же конгрессе США по блокированию резолюций по признанию геноцида армян возбуждала в армянских кругах негативный подход к тем же еврейским институциям, очевидно, поддержка Израилем политики новой Турции в армянском вопросе в плане отрицания геноцида и сотрудничества с израильской разведкой для борьбы с армянскими террористическими организациями, наконец, не исключается и острая конкуренция деловых кругов армянской и еврейской диаспор в сфере бизнеса. Все эти факторы, так или иначе, повлияли и на состояние армяно-еврейских диаспоральных, а в последующем и межгосударственных отношений.

Возрождение армянского государства после развала СССР происходило в условиях острого карабахского конфликта, являющегося частью армянского вопроса (то есть территорий). Казалось бы, независимая Армения и к тому же либеральный курс первого президента Третьей Республики г-на Левона Тер-Петросяна (кстати, женатого на еврейке Людмиле Фраимовне Плисковской) способны будут установить более прагматичные и взаимовыгодные отношения с Государством Израиль. Однако время показало, что между Арменией и Израилем хоть и налажены дипломатические отношения, но они не имели особого развития и успеха в силу ряда современных политических противоречий. Позиции официального Еревана и Тель-Авива расходятся по ряду ключевых вопросов. В чем же они заключаются?

Израиль долгое время продолжал политику регионального партнерства с той же натовской Турцией с учетом зависимости последней от США (стратегического союзника Израиля) и позиции Анкары в арабо-израильском конфликте. Израилю, естественно, необходима политика раскола мусульманского мира в условиях перманентного противостояния с большинством арабских стран. В этом контексте Израиль пытается наращивать отношения и с новообразованными мусульманскими странами постсоветского пространства (включая, конечно, и Азербайджан) с целью исключения формирования в этих государствах теологических режимов с ориентацией на Иран или Саудовскую Аравию.

Израильские политики почему-то считают тему геноцида некой монополией еврейского холокоста.

Так, в апреле 2001 г. министр иностранных дел Израиля Шимон Перес заявил, что «бессмысленно утверждать, что армяне, подобно евреям, подверглись геноциду», а в 2002 г. тогдашний посол Израиля в Грузии Ривка Коэн публично отказалась рассматривать трагедию 1915 г. в Османской империи как геноцид армян: «Холокост – явление беспрецедентное, и ничто, в том числе и трагедию армян, нельзя сравнивать с еврейским геноцидом». Естественно, такие заявления израильских официальных лиц не способствовали укреплению отношений между Арменией и Израилем.

Мне вспоминается всемирная армянская конференция в Москве 2002 г. на тему «Армяне мира на рубеже веков», организованная Союзом армян России. В этом форуме принимали участие и двое авторитетных израильских ученых с мировым именем, специалисты в области геноцида – профессора Чарни и Орон. Израильские коллеги выражали поддержку признанию геноцида армян и отмечали солидарность большинства еврейского народа с позицией Армении. В ответ на очередную критику деструктивной роли еврейского лобби в украинской Раде по блокированию резолюции по теме признания геноцида армян профессор Орон вновь попросил слова и как бы извинился за подобную позицию своих соотечественников, объяснив это политическими соображениями. При этом израильтянин добавил, что как только кнессет Израиля признает геноцид армян – эта проблема найдет свое последующее международное политико-правовое решение, поскольку такому примеру последуют США и Великобритания.

Израиль, оставаясь в многомиллионном арабском окружении, объективно заинтересован в кратном увеличении собственной демографии и сохранении моноэтнической этнографии государственности. Подобное возможно не только благодаря достижениям израильской медицины, предоставляемым населению социальным пакетам поддержки многодетных семей, развитию экономики, но и при условии роста очередной алии евреев из иностранных государств. Израиль вместе с «Сохнутом» и другими национальными организациями разрабатывает серьезные программы поддержания алии (включая молодежь).

Не случайно в июне 1951 г. премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион принял решение о создании в системе национальных органов разведки дополнительно новой спецслужбы «Натив» с прямым подчинением канцелярии главы правительства для связи с евреями Советского Союза и стран Восточной Европы, координации борьбы за их право на репатриацию и организации их выезда в Израиль. В настоящее время «Натив» занимается, главным образом, евреями СНГ и стран Балтии. После распада СССР в 1990-х гг. большой вклад в алию евреев в Израиль из стран постсоветского пространства внес шеф «Натив» Яков Кедми.

При этом (для сравнения) численность ашкенази, то есть европейских евреев, в том же Азербайджане к концу советской власти составляла порядка 31 тыс. чел., а с 1990-х гг. увеличивается их репатриация в Израиль, и в настоящее время община ашкенази в этой закавказской республике сократилась до 1000 чел. В результате массового исхода ашкенази в Азербайджане стали преобладать горские евреи (таты), численность которых составляет около 8000 чел., из которых порядка 3000 чел. компактно проживают в поселке Красная Слобода Губинского района Азербайджана.

В Армении на момент распада СССР проживали не более 7000 евреев, в 1992–1993 гг. по каналу алии республику покинули более 6000 евреев и переселились в Израиль. В современный период численность еврейской общины (ашкенази) в Армении, по разным оценкам, составляет от 500 до 1000 чел. В начале 1990-х гг. мне приходилось немного изучать Израиль, в то время газ. «Иерусалимские вести» публиковала данные «Сохнут» о географии и численности еврейских общин на всем постсоветском пространстве, и в этом списке Армения не учитывалась.

Естественно, для Израиля и его внешней дипломатии (включая спецслужбы) представляет серьезный интерес еврейская диаспора в тех же странах СНГ. Учитывая экономическую привлекательность и политическую важность Азербайджана для Израиля, роль местной общины в развитии израильско-азербайджанских отношений повышается. Не случайно в меджлис Азербайджанской Республики разных созывов с 2005 г. регулярно избирается формальный лидер местной еврейской диаспоры Евда Сасунович Абрамов (горский еврей). В Армении численность тех же ашкенази приблизительно равна ситуации в Азербайджане, и их роль также не менее интересна для Израиля. Правда, в Национальном собрании Республики Армения (РА) представлены депутаты от 4 крупных национальных общин (русских, езидов, курдов и ассирийцев), но нет евреев.

Наконец, Израиль продолжает рассматривать Иран в качестве серьезного противника на Ближнем Востоке. Соответственно, интерес Тель-Авива к Турции и тому же Азербайджану, соседствующему на севере с Ираном, является императивом.

Все эти факторы современной региональной политики сказывались на подходах Израиля и влиятельных зарубежных еврейских организаций (причем не только в США, но и в Европе, и в той же Украине и Грузии) к вопросу о признании геноцида армян, отношениях с Арменией, поставках вооружения тому же Азербайджану в ущерб армянским интересам в Нагорном Карабахе.

Известный армянский дипломат, бывший посол Армении в Ливане Арман Навасардян, касаясь политики Армении, недавно (1 августа 2017 г.) заявил, что главными упущениями армянской дипломатии были два вопроса: недостаточное внимание к Израилю и вывод представителя Карабаха из переговорного процесса Минской группы ОБСЕ. В частности, А. Навасардян считает, что Армения не предпринимала достаточно активных шагов, чтобы открыть посольство в Израиле и представлять там свою повестку дня. Известно, что в 1992 г. Израиль был одним из первых иностранных государств, признавших независимость Армении. Однако, несмотря на установление дипломатических отношений между двумя странами, так и не было открыто посольство Израиля в Ереване и, соответственно, нет и посольства Армении в Тель-Авиве. Отношения же между Арменией и Израилем на фоне Азербайджана и Грузии не были столь активными.

После введения в эксплуатацию нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан 20% нефтяного импорта Израиля стало поступать из Азербайджана. В ответ на это Тель-Авив начал расширять свои связи с Баку в области экономики, торговли и обороны. В 2007 г. Израиль подписал с Азербайджаном контракт на поставки вооружения и техники на общую сумму 5 млрд долл. Израильские разведывательные и боевые беспилотники, противотанковые снаряды, приборы ночного видения, ракеты и другие виды вооружения стали пополнять арсеналы азербайджанской армии, которые частично были применены в ходе апрельской войны 2016 г. и нанесли армянской стороне значительный ущерб в живой силе и технике. Естественно, такая политика Израиля крайне обострила отношения с Арменией. По факту поставок израильского вооружения Азербайджану армянский МИД выражал свой протест и глубокое разочарование, но это мало что поменяло в позиции Израиля.

Летом 2017 г. Армению и Нагорный Карабах посетил известный израильский политолог Авигдор Эскин. Азербайджан в этой связи выразил свое несогласие и критику, но внес ли азербайджанский МИД Эскина в свой «черный список» – так и неизвестно, хотя эксперту-израильтянину на это глубоко наплевать.

В своих последующих интервью и выступлениях в печати А.?Эскин, который является весьма влиятельной в дипломатических и силовых структурах Израиля фигурой, неоднократно отмечал, что приехал в Ереван и Степанакерт не для обсуждения карабахского вопроса и темы геноцида, а для обмена опытом. Между тем, я не думаю, что тот же Авигдор Эскин в своих непубличных встречах с тем же Бако Саакяном и другими армянскими коллегами не затрагивал темы Карабаха и геноцида. Эскин достаточно грамотный и просвещенный человек, понимает историческое и политическое значение Карабаха для Армении и в необходимом объеме владеет вопросом геноцида армян. И если Израиль продолжает удерживать те же Голанские высоты вот уже 50 лет, то к чему евреям отрицать право армян на тот же армянский Карабах.

Эскин вполне дипломатично парировал на все курьезные вопросы по теме армяно-израильских отношений: по теме поставок вооружения – стратегический союзник Россия делает то же самое и в больших объемах, и эти поставки якобы направлены не против Армении; вопрос геноцида евреи ставили в ином ракурсе, чем армяне; дружба с Азербайджаном для Израиля мотивируется экономическими соображениями и не отрицает соответствующую дружбу Армении с врагом Израиля Ираном; Армения и Израиль могли бы развивать более прагматичные отношения в сфере экономики, науки, сельского хозяйства, медицины, туризма и бизнеса, а также по обмену опытом в области установления более предметных отношений по линии историческая родина – диаспора, вопросы репатриации и т.д.

И в самом деле, Израиль, устами бывшего первого заместителя министра обороны Армении Давида Тонояна, предлагал те же виды вооружения и самой Армении, но Ереван отказался по причине дороговизны израильской продукции и, очевидно, по политическим соображениям отношений с Россией и Ираном. Давид Тоноян является грамотным человеком и производит положительное впечатление политика. Однако его объяснения мотивов отказа от израильских беспилотников («камикадзе»), данные 11 апреля 2016?г., весьма неубедительны. Тогда заместитель главы оборонного ведомства Армении отметил, что Азербайджан в ходе апрельской войны успешно применил израильский боевой беспилотник и поразил автобус с армянскими добровольцами, в результате чего было убито 7 чел., но для этого можно использовать и гранатомет. Тоноян, конечно, прав, что автобус можно поразить и гранатометом и для этого вовсе не обязателен беспилотник. Весь вопрос в том, с какого расстояния поражает цель гранатомет и беспилотник. Другое дело, что азербайджанские военные весьма расточительно отнеслись к применению израильского беспилотника Harop, но это вовсе не снижает боевые возможности и характеристики израильского оружия. Дорогая цена израильского вооружения, может, и не по карману армянскому военному бюджету. Вместе с тем, армянам самим необходимо развивать IT-технологии и создавать собственные беспилотники, не менее грозные, чем израильские. Видимо, не случайно израильские эксперты (тот же Авигдор Эскин и Александр Цинкер) в числе вероятных сфер активизации армяно-израильского партнерства отмечали IT-технологии.

Тема репатриации и многовекторных отношений исторической родины и диаспоры в области экономики, финансов, технологий, политики, информации, науки, образования и т.д. весьма актуальна для Армении. В этой связи опыт Израиля, несомненно, очень важен и для самой Армении. Хотя в этих вопросах никто новую Америку не откроет, просто необходим политический патриотизм и высокая степень самоорганизации нации. Тем не менее, опыт Израиля и мировой еврейской диаспоры изучать необходимо. Но главный вопрос интереса А. Эскина и, соответственно, Израиля к Армении очевидно связан с Ираном.

И Авигдор Эскин, и Александр Цинкер, и Цахи Анегби (попеременно посетившие Армению) не хуже меня представляют важность Ирана в системе региональной безопасности на Ближнем Востоке и Кавказе, в развитии торгово-экономических отношений и в интересах того же Израиля.

Ставка Израиля на Азербайджан как северного соседа Ирана за прошедший период была связана больше с конфронтационной политикой. Азербайджан связан с суннитской Турцией отношениями стратегического союза, но не с шиитским Ираном. Вряд ли Тегеран позволит 10-миллионному Азербайджану сепаратизировать северо-западные провинции Ирана и присоединить к себе территории с проживанием более 20 миллионов иранских азербайджанцев. В этих случаях персы небезосновательно отмечают, что меньшинство присоединяется к большинству, а не наоборот. Мнение бывшего посла Израиля в России и на Украине, а ныне старшего сотрудника Института по национальной безопасности при Тель-Авивском университете Цви Магена о том, что со временем Азербайджан может стать воротами восстановления отношений Израиля с Ираном, высказанное в преддверии визита премьер-министра Беньямина Нетаньяху в Баку в декабре 2016 г., вызывает уважение, но вряд ли может помочь тому же Тель-Авиву, поскольку Тегеран сохраняет высокую память и владеет ситуацией по вопросам политики Азербайджана по отношению к Ирану.

В Армении с особым вниманием отнеслись к визиту министра регионального сотрудничества Израиля Цахи Анегби. Израильская сторона весьма искусно и постепенно предлагает Еревану наращивать двусторонние отношения в доступных сферах. Армении стоит не просто серьезно отнестись к импульсам Тель-Авива, а принять его предложения и насытить повестку двусторонних связей новыми идеями.

Иран прекрасно помнит, как Армения все эти годы голосовала против антииранских резолюций на международных площадках, как Армения активно продвигает взаимовыгодное сотрудничество стран ЕАЭС с тем же Ираном. Но и Армения никогда не забудет торгово-экономическую и политическую помощь Ирана в условиях блокады и карабахской войны. Один из ведущих армянских экспертов как-то отмечал, что США и Великобритания, несмотря на антииранское давление, не могут запретить Армении дружбу с Ираном, поскольку ни Лондон, ни Вашингтон не способны предложить Еревану прорыв транспортной блокады со стороны Азербайджана и Турции.

Именно Армения с ее влиятельной диаспорой может быть важным партнером Израиля и его этнической диаспоры в вопросах региональной безопасности (включая и налаживания продуктивных отношений с Ираном).

Мы рассмотрели комплекс сохраняющихся противоречий в армяно-израильских отношениях, но и показали пути перспективного сотрудничества, которые способны разрешить со временем и известные расхождения между Ереваном и Тель-Авивом. Армения и Израиль могут быть друзьями и партнерами не только исходя из соображений прагматизма и внешней конъюнктуры, но и по сути близкой истории и общей трагедии прошедшего столетия. Наконец, возможности мирового еврейского и армянского капиталов могут работать в режиме не враждебной конкуренции, а активного партнерства и взаимодополняемости.

Александр СВАРАНЦ, доктор политических наук


Источник: Газета "НОЕВ КОВЧЕГ"



Поделитесь с друзьями:


Предыдущая новость: Следующая новость:
КОРЕЙСКИЙ КРИЗИС: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
КОРЕЙСКИЙ КРИЗИС: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Испытание Северной Кореей предполагаемой водородной бомбы вновь...
Внук спасшейся от Геноцида армянки стал одним из самых богатых людей мира
Внук спасшейся от Геноцида армянки стал одним из самых богатых людей мира
Член Саудовской королевской семьи принц аль-Валида ибн Талал ибн...
Депутат парламента Армении: Продажа Россией оружия Азербайджану неприемлема
Депутат парламента Армении: Продажа Россией оружия Азербайджану неприемлема
Большую часть вооружений Армения импортирует из России, но в...

К 200 летию Федора Достоевского
Армянский Карфаген. Арташес и Ганнибал